Вернуться на Главную Карта сайта Написать письмо
 
   

Двуручный меч Доминго Луиса Годиньо - тактические правила часть I

   
   
Двуручный меч Доминго Луиса Годиньо - тактические правила часть I

 

В 1599 году Доминго Луис Годиньо, португальский мастер фехтования, издал книгу Do Arte de Esgrima, то есть «Искусство Фехтования». Шестая глава этого трактата посвящена иберийскому двуручному мечу, именуемому montante. Попробуем разобраться в том, как он предлагает пользоваться этим благородным оружием.

Перейдем к анализу Правил маэстро Годиньо и разберемся, в каких ситуациях и в какой мере двуручный меч мог быть применим и полезен в конце XVI века.

Двуручный меч с пламенеющим клинком, конец XVI - начало XVII века.

Двуручный меч с пламенеющим клинком, конец XVI - начало XVII века.

Правила двуручного меча, сообразно иберийской традиции, имеют две характеристики: они либо направлены на координацию тела и развитие базовых навыков удара и укола, либо представляют собой конкретную рекомендацию по определенным тактическим решениям в различных небезопасных ситуациях. Эти правила окунают нас в мир контекста использования двуручного меча в конце XVII века. Мы увидим и узкие улочки, и быстроходные галеры, и площади старых городов, по которым так опасно ходить ночами, и знамена, требующие защиты в пылу сражения. Напомню, что введение в раздел двуручного меча Годиньо мы рассматривали в предыдущей статье.

Сегодня коснемся правила за номером 2, которое отнесет нас в столь типичную для своей эпохи ситуацию.

Представьте, вы возвращаетесь ночью из таверны в Порталегри, над вами горят южные звезды, под вами старинная брусчатка, положенная еще при Альфонсо III. И вы, по привычке, сворачиваете в улочку, которая, если быть честным, не намного шире ваших плеч, человеку на коне и с доспехах проехать в ней можно только периодически врезаясь во все выступающие из стен предметы коленями и сшибая горшки с окон плечами, а уж разъехаться двум всадникам на такой улице было бы невозможно никак, что часто приводило к интересным ситуациям... Итак, дойдя до середины этой, с позволения сказать, улицы, вы слышите оклик, которого, конечно, слышать совсем не планировали, но так распорядилась судьба. За вашей спиной раздается весьма логичный в это время суток вопрос «Не подскажeте ли, любезный, как пройти в библиотеку доминиканского монастыря?», и стоит вам обернуться, как с другой стороны вы слышите не менее популярное «Есть закурить?». Но вы, хотя и не планировали провести свой вечер в боевой обстановке, не забыли прихватить свой монтанте (а шляпу и плащ разумно оставили дома).

Итак, что же делать? Маэстро Годиньо предлагает следующий порядок действий (перевод Вадим Сеничев):

Улица в Барселоне

Улица в Барселоне

Если вас окружили на узкой улице

Находясь на узкой улице и будучи окруженным с двух сторон, не имея возможности нанести ни прямого, ни обратного удара, прижмитесь спиной к одной из стен. Возьмите монтанте так, чтобы он оказался выше левого локтя, согнутого на уровне груди и шагните правой ногой в левую сторону как можно быстрее, при этом вытягивая руки и нанося укол ногтями вверх, в противников, стоящих в том направлении. Как только вы нанесли этот укол и прижались спиной к стене, поверните острие монтанте над левой рукой и развернитесь в противоположном направлении, нанося укол в такой же манере, как и в предыдущий раз, ногтями вверх, и шагая правой ногой. Всякий раз прижимаясь спиной к стенам. И каждый раз, делая укол, не забывайте делать шаг.

Если вам нужно выйти из улицы, делайте сильный прыжок в том направлении, в котором вам нужно спастись. Обычно это будет той стороной, где меньше нападающих или где они кажутся слабее. Продолжайте выходить, не останавливаясь, делая сильный шаг в нужном направлении, а в противоположном – обычный короткий шаг, достаточный для того, чтобы держать противников на дистанции. Это правило отрабатывают в непрерывном движении, нанося уколы синхронно с шагами. И я замечу ошибки, которые можно совершить при работе с ним. Если укол наносится слишком высоко или низко, он может сбить ваш шаг и не дать поднять меч. Следите за направлением укола и сочетайте его с шагами.

Защита галеры

Это же правило можно использовать на галере, скамьи которой будут исполнять роль стен, если противник находится на корме или на носу корабля. Наносите уколы ногтями вверх или вниз, в зависимости от того, какой из них будет лучше защищать вас, не забывая делать шаг правой или левой ногой соответственно уколу и двигаться в выбранную сторону.

При нападении с одной стороны

То же правило может быть применено, если на вас напали только с одной стороны узкой улицы.

Битва при Лепанто, 1571 год. Основным видом корабля, участвовавшим в этой битве, была галера венецианского типа

Битва при Лепанто, 1571 год. Основным видом корабля, участвовавшим в этой битве, была галера венецианского типа

Комментарий

- Прямой удар, он же tajo - удар справа налево (для правши, откуда и название). Чаще всего наносится снизу

- Обратный удар, он же revés - удар слева направо. Чаще всего наносится снизу.

- Укол, он же estocada. Выделяются два вида уколов - с правой и с левой стороны, именующиеся, соответственно, «ногтями вниз» и «ногтями вверх», обозначая положение ведущей (правой для правши) руки.

Небольшое пояснение к выполнению приема

Ввиду того, что иберийские мастера двуручного меча не оставляли нам почти никаких изображений и схем относительно своих Regras, нам приходится полагаться только на хорошие описания и свое пространственное мышление. Попробуем выделить несколько опорных моментов, которые помогут реконструировать прием.

Первое - это положение рук. Монтанте находится с нашей правой стороны, левая рука ниже правой, соответственно, острие смотрит вперед вверх. Здесь мне видится позиция, напоминающая позицию Ключа Германской традиции или позицию Лучника по Филиппо Вади (см. ниже).

Сразу прошу заметить, что иллюстрации не относятся напрямую к иберийской традиции и могут быть восприняты только как предполагаемые аналоги. Также возможны варианты с позициями, аналогичными Плугу или Краткой Позиции, с левой ногой впереди:

Позиция Ключ (Der Schlüssel) по Мейеру, 1572 год

Позиция Ключ (Der Schlüssel) по Мейеру, 1572 год

Отсюда, как говорит нам текст, мы шагаем правой ногой и колем «ногтями вверх». Соответственно, меч перемещается налево от нас, а мы оказывается с правой ногой впереди и спиной к правой для нас стене. Далее нам нужно совершить поворот меча (пока противник, находящийся спереди от нас, отогнан на некоторое расстояние) и ударить по противнику, находящемуся сзади.

Из позиции с вытянутыми руками мы поворачиваем меч в вертикальной плоскости параллельно своему корпусу так, чтобы он начал смотреть нам за левое плечо, и одновременно с этим делаем глубокий шаг правой ногой себе за спину, поворачиваясь вокруг оси левой ноги и левого плеча. Это же движение перенесет нашу спину от стены справа к стене слева от нас.

Итак, совершая по сути поворот вокруг неподвижной левой ноги, мы, управляя длиной шага правой, выходим в выбранную нами сторону.

Касательно защиты галеры стоит добавить, что можно идти как только в одну сторону, чередуя правый и левый укол с шагами правой и левой ногой, так и выходить из окружения, пробиваясь к корме или к носу корабля.

Картина Bartolomeo Passarotti Мужчина с большим мечом (ок. 1560 года)

Картина Bartolomeo Passarotti Мужчина с большим мечом (ок. 1560 года)

 

Вадим Сеничев

Двуручный меч Доминго Луиса Годиньо - тактические правила часть I