Вернуться на Главную Карта сайта Написать письмо
 
   

Рыцарские боевые искусства

   
   
Защитное вооружение | Оружие | Английские лучники Столетней войны | Требуше - король камнеметов | Значение выпада в Англии Тюдоров | Кливлендский музей искусств | Королевский Арсенал в Лидсе | Музей замка Дин Кэстл | Артиллерийский музей (СПб) | Мифы о рыцарях | Женский рыцарский орден | Рыцарские боевые искусства

 

Рыцарские боевые искусства

Мы продолжаем тему европейских боевых искусств и западных единоборств. На этот раз поговорим о рыцарях, о которых существует множество мифов и стереотипов. Конечно же, коснемся откровенно невежественных мнениях о «немытой Европы» и «неуклюжих», грубых в придачу, рыцарях.

А поможет нам в этом  историк и переводчик Вадим Сеничев.

Вадим Сеничев

На волне неадекватного национализма и псевдопатриотизма стало модным утверждать, что рыцари не мылись, они с трудом могли передвигаться в доспехах и были беспомощны в них. Насколько верны все эти стереотипы? Лично мне доводилось неоднократно видеть их опровержения, начиная от демонстрации подвижности доспехов Сенкевичем, еще в моем детстве, до многочисленных видео на ютубе.

Стереотипы, как всегда, преувеличивают все возможные и невозможные огрехи своих «жертв», от чего, конечно, никакой объективности в них искать не стоит. Первым делом стоит обратиться к логике и здравому смыслу и вспомнить, сколько человек объективно может не мыться до того момента, пока не умрет от неизбежного заражения и расплодившихся паразитов. Я думаю при активном образе жизни хватит пары месяцев. В такой ситуации странно, что наши предки вообще жили.

Поэтому отринем домыслы тех, кому чужда элементарная логика и обратимся к  историческим и археологическим источникам, которые  описывают мыловарни и бани во всех европейских городах и специальные банные комнаты в замках. На самом деле, в XII-XV веках в Европе существовала повальная мода на мытье, так как общественные бани были для людей той эпохи чем-то вроде кафе и баров. Там могли проводить целые дни. Понятное дело, что в походах трудно найти водопровод, но как ни странно, состоятельные феодалы возили с собой большие деревянные кадки и специальных банщиков. Конечно, в ситуациях, когда нет доступа к воде и погода не располагает к водным процедурам, мытье ограничивалось протиранием и сменой одежды. В целом, я бы направил интересующихся к трудам по истории гигиены, археологии городов и научным трудам по этим темам, но в первую очередь, к популярному и наглядному тексту Андрея Миллера (для интересующихся советую две книги: 

  • Albrecht Classen «Bodily and Spiritual Hygiene in Medieval and Early Modern Literature»
  • Peter Davenport «Medieval Bath Uncovered»).

Говоря о передвижении в доспехах, опять же, стоит помнить, что средневековье как термин охватывает 1000 лет истории человечества, включая в себя огромные объемы военно-технического прогресса, в частности, в металлургии. Если воин раннего средневековья мог, в лучшем случае, полагаться на кольчугу, которая весит от 7 до 12 кг, в зависимости от размеров самого воина, длины подола и рукавов и размера колец, а движения сковывает не сильнее, чем свитер крупной вязки, то воин позднего средневековья, действительно, готов был жертвовать некоторой долей мобильности, чтобы пережить попадание любого холодного и метательного оружия, известного в его время. И даже при этом, носитель полного экзоскелета XV-XVIвеков, нес на себе не более 30 кг идеально подогнанного по телу закаленного металла, подвижного во всех естественных человеку плоскостях. Сохранились прекрасные записи начала прошлого века, показывающие реальную подвижность настоящих боевых доспехов.

А тем, кто считает, что 30 кг нательной брони это слишком много, могу посоветовать записаться в спортзал и работать над выносливостью. =)

Опять же, говоря о весе боевого доспеха, нужно понимать, что чаще всего речь о доспехах всадника, которому нет никакой нужды совершать пешие маршброски. Его задача — нанести страшный по своей мощи таранный удар совокупной массой себя и своего коня, и выдержать такой же удар, который может быть направлен в него. Именно для этого существуют доспехи. В случае же, когда ему приходится сражаться пешком, он часто убирал сковывающие движения элементы, такие как наплечники, заменяя их на более легкие.

Самым тяжелым из известных нам видов доспехов были турнирные «гарнитуры», появившиеся во второй половине XV века. Эти доспехи были предназначены для спортивных боев, в первую очередь, для джостра, в котором два всадника скачут навстречу друг другу, и наносят удар зафиксированным подмышкой копьем. Целью такого поединка является переломить копье о противника или выбить его из седла. И уклониться от этого удара, конечно, считалось позором для мужчины. Поэтому доспехи для таких поединков делались значительно толще и действительно ограничивали подвижность, чтобы избежать травмы в спортивном поединке, а значит, не лишить бойца возможности воевать.

Средневековый же пехотинец, не являясь основной ударной силой средневековых армий, часто носил только шлем или облегченные версии полных доспехов, достаточные для того, чтобы пережить случайно пропущенный удар или прилетевший снаряд. Основной же защитой пехоты был плотный и глубокий строй, а также длинное оружие (например, пика швейцарских пехотинцев, к 1500 году достигавшая 4 и даже 5 метров).

Не говоря уже об использовании местности, позволяющей не подставлять солдат под прямой огонь или удар кавалерии.

Об истории доспехов настоятельно рекомендую прочитать книгу Клода Блэра «Рыцарские доспехи Европы».

Что входило в боевую подготовку рыцарей? Насколько велико было влияние в их подготовке боя без оружия?

Рыцарь, к XI веку став главной ударной силой многих европейских армий, всегда оставался всадником по своей функции. И важнейшей его задачей было управление боевым конем и умение держаться в седле. Именно этому было посвящено почти все время подготовки в юном возрасте. Для выработки привычки к войне древние авторы советовали, в первую очередь ходить на охоту, особенно на опасных зверей, таких как кабаны, туры и медведи. Реальная опасность для жизни, суровые условия пересеченной местности, кровь, адреналин и смерть, — все это должно было стать постоянным спутником воина. Воспитать и закалить его дух. До нас дошло множество сообщений о том, насколько полезна рыцарю охота, при чем советы эти писались даже королями и великими воинами. Среди них и Дуартэ I, король Португалии, и Жан ле Менгр, маршал Франции, герой столетней войны.

Во времена столетней войны возникает мода на пешие поединки, и они становятся частой «номинацией» на рыцарских турнирах. Возможно именно на волне этой популярности начинают появляться учителя, которые занимаются подготовкой благородных воинов к новым вызовам времени. Среди них яркой горит имя Фиоре из Фриули, составившего для своего патрона, Никколо д’Эсте, на тот момент 20-летнего маркиза и будущего великого кондотьера, учебник боя. Почти пятая часть его наставлений учит борьбе без оружия, которая, как говорит сам Фиоре, открывает все искусство боя. Он также разделяет два важных признака, которые отличают настоящее боевое искусство от развлечения, называя первое da ira, то есть, боем в гневе: «В которой требуется применять всю хитрость, коварство и порочность, на которою только способен». И борьбу для развлечения, в которой никому не грозит опасность и которая носит игровой или соревновательный формат, ее он именует solaco.

Сохранилось и большое число других манускриптов о борьбе, при чем зачастую адресованных благородным людям, что намекает на их большой интерес, к казалось бы, не самому высокому из доступных им боевых искусств. Например, Отто Юд (Ott Jud) указывает в своем тексте, что является учителем герцогов Австрийских, то есть, фамилии Габсбургов, будущих императоров Священной Римской Империи.

Искусство европейской борьбы практиковалось наравне с фехтованием до XVIII века и угасало и возникало вновь, как только в нем появлялась потребность.  

Где и у кого учился юный рыцарь? Что ему было делать, если не было денег на подготовку? К примеру, самураи часто расплачивались со своими учителями фехтования сексом с ними.

Феномен учителей фехтования в Европе это, в первую очередь, феномен, распространенный среди высшей знати и богатых горожан. Рыцарь средней руки далеко не всегда мог позволить себе услуги учителя, поэтому чаще всего прибегал к советам родственников. Обучение рыцаря в целом было, в первую очередь, семейной практикой, в которой знания передавались от отца к сыну и поэтому почти любой обладал каким-то уровнем навыков, необходимым для выживания на войне. Возможно даже какими-либо особыми семейными приемами, помогавшими еще его предкам. Но когда речь заходит о необходимости быть первым среди равных, услуги мастера боя, именитого бойца, заказывались и оплачивались сообразно пользе, которую они могли принести. Далеко не все могли себе это позволить, поэтому некоторые мастера обучали тайно и только по одному ученику за раз. Например, мастер середины XV века Ганс Тальхоффер готовил своего патрона, рыцаря Леопольда фон Конигсекка, к судебному поединку, который должен был закончиться смертью одного из участников. Он даже проиллюстрировал для него все приемы, которые нужно знать для поединка и презентовал ему небольшой манускрипт. Боюсь, свои однополые связи в то время старались не афишировать, поэтому, такой информации у нас нет. За то есть информация о роскошных гонорарах, которые получали мастера фехтования за свое искусство.

Повторюсь, далеко не всем рыцарям было необходимо уметь фехтовать и бороться на уровне мастеров высшей категории. Основная задача рыцаря — верховая езда и таранный удар в слаженном строю. Остальное, скажем так, опционально, хотя и желательно.

Какие бы самые распространенные и невежественные мифы о рыцарях, вы бы хотели упомянуть?

Пожалуй еще то, что рыцарь был неграмотным и грубым. На самом деле в основе рыцарской культуры лежат и такие интересные навыки, как умение слагать стихи, читать и писать. Авторами первых художественных произведений, романов, были сами рыцари. Об этом и куртуазной культуре в целом, могу посоветовать книгу Жоржа Дюби «Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в.»

Существовали школы боевых искусств для рыцарей?

Рыцари почти никогда не обучались массово, их образ жизни не сильно способствовал постоянному общению, однако, своеобразной школой, точнее, возможностью чему-то научиться и проверить свои навыки, был рыцарский турнир. Это событие, с XII века заявившее о себе как о прекрасном способе для феодальных владык устроить территориальный смотр воинства, также выполняло и обучающую функцию, позволяющую живущим в отдельных и далеко не близких друг к другу феодалах рыцарям сравнить свои навыки в бою.

Некоторых знатных японских женщин было принято обучать фехтованию на алебардах. Было ли что-нибудь схожее в Европе?

Как ни странно, знатные европейские дамы порой не отставали от своих отцов, братьев и мужей в искусстве охоты, а порой брали на себя роли защитников крепостей, в отсутствие родственников мужского пола. Интересным примером может послужить и то, что в самом древнем из средневековых учебников боя, дошедших до нас, изображена некая «Вальпурга», фехтующая с монахом и студентом. Возможно, подобные практики считались полезным способом держать себя в форме, а возможно, за ними кроется и некоторая степень боевой подготовки. С уверенностью можно сказать, что благородные дамы не пренебрегали стрельбой из лука и искусством выездки.

Кроме обоюдного тарана, какие еще существовали разновидности рыцарских турниров?

Турнир, в своей самой древней форме, представлял собой конный поединок двух партий рыцарей, целью которого было свалить противника с коня или взять его в плен. Этот, самый древний вид турнирного боя, именовался бугурт или меле. Следом за ним появился и джостр (встречный таранный удар копьем), а во второй половине XIV века появляется большое количество пеших разновидностей боя. Довольно часто мы встречаем два вида — в одном бой проходил на 4 видах оружия, на каждом из которых бойцы наносили по определенному количеству ударов, после чего оружие менялось.

Обычное сочетание в данном случае состояло из копья, рыцарского топора, меча и кинжала. В другом виде пешего поединка, более близкого к судебному, бой происходил на трех видах оружия, которые рыцарь держал в руках с начала боя и использовал или отбрасывал по мере не необходимости. Такие поединки чаще заканчивались смертью или сдачей в плен, но тоже порой имели место в рамках турниров. К XVI веку разнообразие поединков доходит до высшей точки развития — появляются специальные механические щиты, которые разлетаются в щепки при попадании, бои через барьер, осады моделей крепостей и разыгрывание исторических сражений, необычное оружие или его сочетания. К этому времени турнир становится спортивным праздником аристократии, строгая боевая составляющая которого уходит на второй план.

Культ прекрасной дамы. Насколько сильно было его влияние в рыцарской культуре?

Дама воплощала в себе вполне очевидную и желанную для всякого мужчины возможность продолжения рода, а вместе с этим возможности возрасти в социальном статусе, присоединившись к уважаемому роду, следовательно, укрепив свое положение в мире. Вместе с этим, во многих европейских странах вступить в полные права мужчина мог только женившись. Уже одно это формировало вокруг женщины, особенно благородного происхождения, ареал уважения и почета.

Дамы играли удивительно большую роль в жизни феодального сообщества и не только потому, что от них зависело продолжение благородного рода. Дама, будучи членом того или иного клана, родней тому или иному феодалу, могла повлиять на его восприятие других рыцарей, если те не оказали ей должного внимания, оскорбили ее достоинство или каким-либо образом выказали неуважение. В мире родового общества этикет не является причудой богатых, а непосредственно отражает необходимость выстраивания отношений между родами и кланами. Оскорбление даже самого незначительного представителя влиятельного рода могло запустить неостановимую кровную месть, или как минимум, пошатнуть положение не только оскорбившего, но и всей его семьи.

Но, абстрагируясь от ужасов родового строя и кровной мести, вспомним и о том, что рыцарская культура построена во многом на идеях красоты и служения, которые и воплотились в концепции куртуазной любви и служения даме. Об этом я настоятельно рекомендую почитать романы Кретьена де Труа, рыцаря и поэта.

Почему в русской культуре не возникло рыцарство? Это связано с религией или с более поздним формированием государственности?

На самом деле, рыцарство, в первую очередь, связано с системой экономических отношений, построенных на держании земли в обмен на службу феодалу. Подобные отношения на Руси были и практиковались, более того, боевая составляющая русского средневекового воинства ничем не отличалась от европейской. Об этом говорят находки доспехов и вооружения на месте битвы на Куликовом поле: мы видим конскую упряжь, аналогичную европейской, копья, предназначенные для таранного удара, глубокие шлемы с личинами, длинные мечи и многие другие признаки того, что войско Средневековой Руси функционально было подобно своим современникам в Западной Европе. Об этом настоятельно рекомендую прочесть труды О. Двуреченского, а также посмотреть его лекции про донское побоище и вооружение московского царства. Касательно же рыцарской культуры, здесь, с одной стороны, русская литературная традиция доносит до нас вполне рыцарский былинный цикл, герои во многом подобны героям рыцарского романа, как в своем масштабе, так и в поведении, а «Слово о полку Игореве» доносит до нас отголоски воинской культуры, основанной на идеях чести. Отсутствие визуальных проявлений рыцарства на Руси, таких как геральдика, турниры и рыцарская поэзия с акцентом на культ дамы, действительно может быть объяснено более самобытными условиями формирования государства. На этот счет могу посоветовать книгу А.Е. Мусина. «Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета».

Автор: Nikolai Sokirkin
Дата: 05.11.2020
Источник: budokarate.ru
Защитное вооружение | Оружие | Английские лучники Столетней войны | Требуше - король камнеметов | Значение выпада в Англии Тюдоров | Кливлендский музей искусств | Королевский Арсенал в Лидсе | Музей замка Дин Кэстл | Артиллерийский музей (СПб) | Мифы о рыцарях | Женский рыцарский орден | Рыцарские боевые искусства