Продолжаем наш виртуальный осмотр коллекции оружия и доспехов восьмого Лорда Говарда де Уолдена, которая хранится в башнях замка Дин (Dean Castle) родового поместья клана Бойд, что находится в городке под названием Килмарнок (Kilmarnock), в области Восточный Эйршир (East Ayrshire) на юге Шотландии.
А начнeм мы с «Кабаньего копья». Нет-нет, это вовсе не то копьe, которое должен был иметь при себе каждый средневековый кабан. Так называлось копье для охоты на кабана.
«Наше» копьe мало что кабанье, так ещe и со встроенной «двустволкой» - парой колесцовых пистолетов. Родина копья Германия, датируется 1540 - 1560 гг. Размеры: длина наконечника копья 640 мм.
Особый тип копья со времен средневековья использовался при охоте на медведя и кабана. Он так и назывался - медвежье копье, свиное или кабанье копье, в зависимости от того, для поражения какого дикого животного оно предназначалось. Соответственно своему опасному применению копье делалось очень мощным, чтобы выдержать вес пораженного животного и не сломаться. Наконечник был широкий, листовидный, с очень острыми краями. Более поздние экземпляры имели на втулке специальный рог, который привязывался крепким кожаным ремнем. Этот рог препятствовал более глубокому, чем до втулки, проникновению наконечника в тело. Особенно крепкое древко длиной до 2 метров на большей части своей длины обматывалось узким кожаным ремнем и обивалось гвоздями, чтобы предотвратить выскальзывание древка из руки.
Начиная с XVI века вошли в употребление кабаньи копья с устройствами для стрельбы. Медвежьи копья исчезли уже в XV веке, кабаньи сохранялись еще до XVII, а при некоторых европейских дворах и до XVIII века. Они еще и сегодня являются экспонатами княжеских охотничьих комнат.
Наконечник этого копья для охоты на кабанов имеет две изогнутые дужки у основания, для удерживания напоровшегося на копьe зверя на расстоянии. Чтобы ускорить кончину кабанчика и для дополнительной защиты охотника (своего рода страховка), в копьe встроены два пистолета с колесцовым замком, стволы которых, расположены по обе стороны копейного наконечника.
В XVI веке усовершенствование ручного огнестрельного оружия - аркебузы идет по линии увеличения пробивной силы и дальнобойности; изобретается замок, позволяющий автоматически производить выстрел.
Фитильные замки были простые и ударные. В основе простого замка лежал двуплечный рычаг, передний конец которого служил фитильным курком, задний - спуском; при нажатии на спуск курок с зажженным фитилем опускался на полку и воспламенял затравочный порох. В отличие от простого, фитильный ударный замок имел уже взвод, то есть упор, удерживавший курок от произвольного спуска, и боевую пружину, под действием которой курок опускался на полку. Для предохранения пороха от сырости и ветра затравочную полку покрывали крышкой. Калибр аркебузы был 12-15 мм, пуля весила около 25 г, дальность поражения - 125 м. Заряжалась она, как и прежде, с дула. Устройство обоих типов замков было простым, они стоили дешево и легко чинились. Фитильные замки продержались в войсках до конца XVII века, пока не были вытеснены более совершенными.
Усовершенствование аркебузы привело к появлению в конце первой четверти XVI века в Испании крупнокалиберного (до 22 мм) длинноствольного оружия - мушкета. Он обладал большей пробивной силой и дальнобойностью. Свинцовая пуля весила около 50 г и пробивала доспех на расстоянии до 200 м, а действенный огонь можно было вести до 250 м. Вследствие тяжести мушкета (6-8 кг) стрельба из него производилась с вилкообразной подставки - сошки. Мушкеты с фитильным замком вскоре вошли на вооружение пехоты. Но аркебуза не сразу уступила место мушкету, и долгое время существовала наряду с ним.
Одновременно с фитильным замком в первой четверти XVI века появились искровые замки: кремневые колесцовые и кремневые ударные. Воспламенение затравочного пороха в колесцовом замке происходило от искр, получавшихся при трении кремня о вращающееся зазубренное колесо. Колесо приводилось в движение боевой пружиной, которую заводили предварительно ключом. С большой вероятностью изобретателем этой новинки был великий Леонардо да Винчи. Считается, что это едва ли не единственное изобретение гения, которое было воплощено при жизни, не так уж сильно обогнав своe время.
Правда, пионером производства стала не родина великого изобретателя, а Германия - немецкий город Нюрнберг. К преимуществам колесцового замка относилось в первую очередь отсутствие необходимости использовать горящий фитиль. Кроме того, затравочный порох на полке был закрыт крышкой, так что замок был относительно всепогодным, и оружие можно было носить под разными углами в заряженном виде. С появлением колесцового замка связано в первую очередь появление первых настоящих пистолетов. К недостаткам новинки можно отнести его дороговизну и сложность изготовления. Кроме того, колесцовый замок быстро забивался пороховым нагаром, так что после десятка другого выстрелов его полагалось разобрать и прочистить. Так что, основное применение колесцовые замки получают среди конницы рейтар, где важнее возможность выстрелить быстро и в любой момент.
Пехота же продолжает использовать привычные фитильные замки. Иногда изготовлялись ружья одновременно с двумя замками - фитильным и колесным. Необходимо отметить, что уже в первой половине XVI века были изобретены нарезные стволы.
Неотъемлемой принадлежностью аркебузира и мушкетера являлись пороховницы и натруски. В пороховнице хранился зернистый порох, в натруске - пороховая мякоть (то есть порошкообразный порох), которым заполнялась затравочная полка. Пороховницы носились на крюке у пояса, иногда на шнурке через плечо.
Дальше у нас идeт ключ для взвода колесцового замка, Северная Италия, около 1600 г. Размеры: длина 150 мм.
Богато украшенный дизайн этого ключа указывает на то, что он принадлежал какому-то нобилю (т.е. богатею). Через кольцо в центре ключа пропускали ленту, что бы можно было вешать ключ на шею (и гордиться, мол вот какой я богатенький буратина).
Ещe один охотничий девайс - арбалет. Изготовлен в Южной Германии в XVI веке.
Размеры: длина 670 мм.
Кроме военных действий, арбалет часто использовался для охоты. Среди дворян и нобилей он пользовался особой популярностью, поскольку это было точное оружие, позволяющее охотиться на крупного зверя.
Сцена из французской Le livre de la chasse (Книги охоты начала XV века)
В отличие от лука, охотники могли использовать арбалет из засады, скрываясь в кустах, за деревьями или в тесных местах, где тетива лука не могла быть натянута. Важным обстоятельством являлась и возможность арбалета длительное время находиться в заряженном состоянии и быть готовым выстрелить из любого положения. Деревяное ложе этого арбалета декорировано костяными накладками и узорами, что указывает на состоятельность его владельца.
Для стрельбы из арбалета использовались особые арбалетные стрелы - болты. Вот такие:
Размеры: длина 380 мм.
Это конкретные боевые болты. Наконечники болтов стальные. Сами болты делались чаще всего из ясеня, бука или тиса. Можно разглядеть остатки оперения, которое обычно делалось из пластинок рога, кожи или дерева, вставлявшихся в древки болтов. В XVI веке оперение болтов стали располагать под определeнным углом, для придания болту вращательного момента (spin) в полeте, как у пули. Такие болты могли лететь, сохраняя убойную силу, на 250 ярдов (около 230 м).
От охотничьих механизмов перейдeм к «сельскохозяйственным» орудиям.
Боевой цеп (Flail), XVII век.
Этот одноручный цеп с коротким древком предназначался, скорее всего, для всадника.
Боевой цеп произошел от крестьянского сельскохозяйственного цепа для молотьбы зерна. Представляет собой древко, к которому с помощью короткой цепи, состоящей из нескольких звеньев, прикреплен ударный груз. Груз имел цилиндрическую, прямоугольную, реже шарообразную или грушевидную форму. Он либо изготавливался из дерева, окованного металлом, либо был цельнометаллическим. Часто ударный груз снабжался шипами, острыми ребрами или гранями. Боевые цепы весили много, были, как правило, двуручными, и действовали ими как дубиной, нанося сокрушительные удары противнику. Однако встречались и одноручные цепы. В основном это оружие крестьян и ополченцев. В армии чешских гуситов цепами вооружались целые отряды. И не одна сотня рыцарских тушек в доспехах была вусмерть обмолочена гуситскими цепами во время Гуситских войн 1420-1434 гг.
Боевые цепы были известны и в средневековой Юго-Восточной Азии. В Китае и в Корее цеп был оружием не только пехотинцев, но и всадников. С развитием огнестрельного оружия и постепенным отказом от тяжелого защитного вооружения, боевые цепы были вытеснены более легкими типами холодного оружия.
Теперь посмотрим на оружие, которое когда-то было простой дубиной. Булава (Maсe) из Восточной Европы, датируется 1565 - 1600 гг. Размеры: длина 660 мм.
Ударная часть булавы состоит из шестнадцати стальных треугольных пластин- фланцев. Стальное древко оканчивается деревяной рукоятью.
С появлением пластинчатых лат шарообразная головка булавы стала малоэффективной против воина в доспехах. Разрушительную силу удара начиная с XIV века начали повышать с помощью привариваемых к головке пластин - «перьев». Такое оружие при одинаковом весе и размерах наносит более эффективный удар, чем простая булава.
На Руси такие булавы звались перначами или пернатами. Как боевое оружие, пернач использовался почти до конца XVII века в Европе и чуть дольше на Востоке. Со временем булава превратилась в парадное оружие и знак власти военачальников. В таком качестве перначи красиво украшались и просуществовали вплоть до начала XX в.
Ещe один пернач, из Германии, XVI век. Размеры: длина 570 мм
Из простой дубины булава эволюционировала вслед за развитием доспехов в такие вот бронебойные девайсы. На Руси подобные перначи называли шестопeрами, по числу «перьев».
Следующая «железка» имеет шотландское происхождение и характерный вид. Называется она «Лохаберская секира (Lochaber Axe)». Реплика.
Название оружия связано с областью Лохабер в шотландском Хайленде. По конструкции секира имеет сходство с бердышом. Она состоит из древка длиной около 1,5 м, к которому с помощью двух проушин крепится металлическое полотно. Длина лезвия составляла до 50 см. Верхний конец полотна был заострeн и подходил для колющих ударов. С обуха иногда делался крюк. Лохаберы применялись для борьбы как с пехотой, так и с конницей. Основное оружие ополчения (militias) шотландских городов.
Боевой топор (Battle Axe). Размеры: длина 1030 мм.
Вполне конкретный боевой топор из коллекции. Почти ничего неизвестно о том, откуда он и когда был сделан. По общему мнению, именно этому виду оружия Роберт Брюс отдавал предпочтение. Как бы то ни было, любой уважающий себя рыцарь должен был в совершенстве владеть несколькими видами оружия, в том числе и топором. Роберт Брюс ярчайший тому пример. Его легендарный удар топором в битве при Баннокбeрне (Bannockburn) получил широчайшую известность.
Битва при Баннокбeрне произошла 23-24 июня 1314 г.
Закончилась она полной победой шотландского войска, возглавляемого Робертом Брюсом, над почти в три раза превосходящими силами англичан, «руководимых» Эдуардом II, сыном покойного Эдуарда I Длинноногого, на надгробии которого есть характерная надпись «Молот шотландцев». В с амом начале этой битвы произошeл следующий эпизод:
Когда авангард английского войска двинулся против двух шотландских отрядов (скилтронов), стоявших за речушкой Баннокбeрн, Эдуард отправил примерно 700 кавалеристов под командованием Клиффорда по дороге в направлении Стерлингского замка.
Вероятно, Эдуард хотел расположить Клиффорда между шотландцами и замком, чтобы превратить отступление шотландцев в полное бегство. Нет сомнений, что Эдуард считал отступление шотландцев неизбежным. Когда авангард, ведомый графами Херефордом и Пембруком, двинулся, шотландские стрелки отступили в лес, находившийся позади них. Английские рыцари, увидев их отход, пришпорили своих лошадей и атаковали. Чуть ранее, Брюс выехал из своих рядов, чтобы лучше разглядеть наступающего противника. Он даже не был в полном вооружении и у него на голове был простой шлем с золотым венцом. Он был верхом не на своем боевом коне, а на простой лошади. Его единственным оружием был легкая боевая секира. Пока он разъезжал между двумя армиями, его узнал английский рыцарь, Генри (или Хамфри) де Боун (de Bohun), племянник графа Херефорда. Де Боун пришпорил своего боевого коня, опустил свое копье и атаковал Брюса.
На виду у англичан и шотландцев он обрушился на короля. Ужас, охвативший шотландцев, увидевших, что человек, олицетворявший все их надежды на свободу и усилия которого привели их сюда в этот день, остался один и почти безоружный против такого противника, был поистине велик. Однако им не было нужды бояться, поскольку, когда бронированный Боун подскакал к Брюсу, король бросил свою лошадку в сторону, встал высоко в своем седле, и пока де Боун проносился мимо, разрубил его шлем и череп до подбородка одним ударом такой силы, что рукоять боевой секиры разлетелась в щепки.
Представьте последовавшие за этим восторженные вопли из шотландской линии и горестный крик их английских врагов. Воистину, это был легендарный поединок, и он прекрасно символизировал столкновение, которое последовало за ним: животная бронированная мощь английского войска против искусства и яростной решительности шотландцев. Брюс был осужден своими людьми за то, что подверг себя опасности, но сам он выглядел невозмутимым после этого происшествия, лишь сетовал на потерю своей доброй боевой секиры...
Дальше у нас на очереди боевой молот (Warhammer) XVI века.
Такой боевой молот известен под названием «Люцернский молот» (Luzernerhammer). Разновидность полэкса (pollaxe), одного из самых популярных видов оружия для пешего боя в золотой век Pas d’Armes ( период между 1430 и 1530 гг.). Название происходит от швейцарского города Люцерн, где этот специфический полэкс с длинным шипом-пикой на навершии был очень популярен.
«Полэкс» (pollaxe) (от английского «poll» - головка и «axe» - топор) средневековое название, используемое англичанами для пехотного боевого молота на длинной рукояти (от 4 до 8 футов [1,2-2,4 м]), независимо от того, имел-ли он лезвие топора на боевой части или нет.
Характерные особенности поллэкса, это головка в виде топора и/или молота с задним шипом или клевцом. Почти всегда есть шип на верхушке оружия, а часто и шип на нижнем конце древка - подток. Помимо этого, древко оснащалось металлическими полосами, называемыми лангетами (langetes), спускавшимися от головки оружия вниз по сторонам древка, и предназначенными для защиты его от перерубания. Отдельные образцы снабжались круглой гардой в виде металлического диска, насаженного на древко (rondel) для защиты основной руки. Специалист по фехтованию древковым оружием Пьетро Монте в 1509 году отмечал, что поллэкс должен быть на одну ладонь длиннее роста его обладателя.
Поллэкс создавался с целью повредить доспех или нанести оглушающие удары, если доспех не удаeтся пробить. Повреждение доспеха достигалось протыканием его с помощью верхнего шипа или клевца на задней стороне головки, или дробящими ударами топора или молота. Эффективность этого оружия хорошо видна на иллюстрациях к учебнику Талхоффера, где результатом технически правильного удара полэксом по одоспешенному бойцу неизменно считается пробитый доспех и кровавая рана.
Круглый щит тарджет (Target). Произведeн в Северной Италии, в XVI веке. Размеры: диаметр 560 мм.
Как правило, такие стальные щиты носили пехотинцы для защиты от холодного и огнестрельного оружия. Этот щит позже был расписан золотом, вероятно для того, чтобы его можно было использовать в турнирах или на торжественных церемониях.
Несмотря на англо-шотландское название, этот щит, на мой взгляд, правильнее было бы называть «рондаш», особенно учитывая его континентальное происхождение.
Тарджет оставался главным защитным вооружением шотландцев ещe в XVIII веке, вплоть до сражения при Куллодене в 1746 году.
После поражения якобитов в этой битве, шотландские тарджеты были запрещены, многие щиты - уничтожены. Сохранившиеся образцы хорошо украшены, следовательно принадлежали знатным людям. Тарджеты, в основном, представляли собой круглые щиты диаметра 45-60 см. Внутренняя часть щита составлялась из двух очень тонких деревянных пластин с перпендикулярным направлением волокон, зафиксированных маленькими деревянными штифтами. Снаружи щит обтягивался воловьей кожей, которая часто украшалась в кельтском стиле. Кожа прибивалась к дереву множеством медных или серебряных гвоздей. Иногда дополняли латунными пластинами. У некоторых тарджетов в центре был умбон, изредка дополнявшийся длинным стальным шипом. Этот шип в походном положении отвинчивался и помещался в ножны, находящиеся на внутренней стороне щита. Внутренняя сторона обычно покрывалась замшей, иногда - красной тканью, из униформы убитых английских солдат.
Слово тарджет (Target) - уменьшительная форма слова тарч (Targe), т.е. щит.
Тарч (польск. tarcz, от старофр. targa - щит) - боевой и турнирный щит всадника-рыцаря с XIII по XVI век. Это вогнутые щиты различной формы, с двумя ременными петлями изнутри, одна из которых одевалась на предплечье с помощью застeжки, а вторая зажималась в ладони. На правой стороне часто делался вырез, предназначенный для фиксации копья.
Вместе с развитием и усилением защиты доспеха с 12-13 века рыцарские щиты постепенно уменьшаются и видоизменяются, пока наконец к 15-му веку практически полностью не «атрофируются» в среде рыцарства, оставаясь в большинстве случаев только для конных копейных турниров.
Во второй четверти XVI века значительно усовершенствованное огнестрельное оружие начало оказывать заметное воздействие на все другие виды вооружения. Чтобы заставить пулю рикошетировать, нагрудник стали делать с ребром посредине. С этой же целью желобчатую поверхность максимилиановского доспеха заменили гладкой. Вместо деревянных щитов стали использовать железные. Качество щита, как и нагрудника, определяли пробным выстрелом из арбалета или аркебузы на расстоянии ста шагов. Стальной щит круглой формы назывался «рондаш».
Они применялись как пехотой, так и конницей. Но тяжесть этих щитов не способствовала их широкому распространению. Рыцари, вообще, вместо щита стали применять дополнительные пластины, которые укрепляли на боевых и турнирных доспехах.
С развитием искусства фехтования появляются щиты с наклепанными полосами или жгутами, которые были предназначены для задержки или даже поломки застрявшего в них клинка противника. Той же цели служили и многочисленные отверстия. Вес некоторых щитов достигал 8 и даже 10 килограммов. Щиты были самых различных размеров и форм. Существовал так называемый траншейный рондаш - это щит-оружие, который состоял из множества частей. К железной перчатке прикреплялся круглый щит, окружность которого часто делалась зубчатой, эти зубцы являлись ловушками для клинков противника. Под рукавицей к щиту прикрепляли клинок, который выступал из-за края щита на 50 см. Часто на щите и железной перчатке помещали дополнительные лезвия и штыри, многие из которых были с пилообразным лезвием.
Итальянцы и испанцы были увлечены тактикой ночных нападений, поэтому многие щиты на верхнем крае снабжались круглым отверстием для размещения потайных фонарей. Свет фонаря проходил через отверстие, которое можно было открывать и закрывать по желанию с помощью круглой задвижки. Такие щиты получили название фонарные щиты (нем, Laternenschild).
А теперь, вспоминаем, что частенько кричали киношные немцы в фильмах про войну: «Ахтунг, ахтунг, ПАРТИЗАНЕН!!!»
В «нашей» коллекции есть вот такой «Партизан», из Австрии, 1700 - 1740 гг.
Это древковое оружие, которым были вооружены офицеры пехотных полков, оно служило и для боевых и для церемониальных целей. На Руси называлось «протазан».
От протазана произошeл «Офицерский эспонтон», Германия, 1740 - 1760 гг.
Древковое оружие в виде короткого копья - персональное оружие пехотного офицера, указывающее на его ранг и служащее для подачи сигналов солдатам. На ранг мог указывать размер, форма и цвет головной части эспонтона - она могла быть как полностью, так и частично золоченой, или же иметь цвет вороненой или просто полированной стали.
Копья и пики с длинными наконечниками в XV в. трансформировались в протазан. Русское название этого древкового оружия происходит (при посредстве польского) от немецкого слова «партизана» (Partisane), в свою очередь происходящего от итальянского «партиджана» (partigiana, что означает буквально: «сторонник»). На раннем этапе своей истории наконечник протазана, насаженный на длинное (2,5 м и более) древко, представлял собой равномерно сужающийся к острию, обоюдоострый клинок, напоминавший по форме клинок итальянского пехотного меча типа «бычий язык». Когда же западноевропейские мастера-оружейники принялись расширять функциональность древкового оружия в плане расширения его защитных функций, протазан был снабжен столь характерными для него «ушами», или «ушками» - расположенными в основании клинка защитными элементами в виде загнутых вперед серповидных отростков, напоминающих «рога полумесяца».
Основной характерной особенностью эспонтона был его широкий в основании наконечник в форме клинка с явно выраженной гранью по центру. В остальном же он напоминал по форме несколько укороченный протазан. После введения эспонтона во Франции, во многих европейских армиях (например, в прусской армии при короле Фридрихе I) эспонтон также стал оружием офицеров, вместо использовавшегося ранее в этом качестве протазана.
Унтер-офицер получил на вооружение так называемую полупику (по-немецки: «курцгевер»). Подобно эспонтону, полупика также происходит от протазана. Нередко пишут, что эспонтоны и полупики, якобы, служили только зримыми признаками офицерского и унтер-офицерского звания. Однако это не совсем верно. Хотя их чисто боевая ценность была невысока, эспонтоны и полупики выполняли немаловажную функцию ориентиров для выстроенных в длинные линии пехотинцев в ходе строевой подготовки, да и на полях сражений. Кроме того, солдаты феодальных армий были приучены бояться этого колющего оружия, особенно если оно находилось в руках унтер-офицеров, замыкавших строй или стоявших за линией (заградотряды однако))).
Унтер-офицерам довольно часто приходилось пускать свои полупики в ход против солдат, пытавших дезертировать с поля боя, замедлявших шаг в наступлении или ломавших строй (конечно, чаще всего используя при этом не острый наконечник, а древко).
В прусской армии в эпоху Фридриха Великого использовались офицерские эспонтоны с закругленным основанием клинка, коротким острием и поперечной перекладиной, предназначенной для отражения неприятельских ударов.
В Российской Империи в правление Государя Павла Петровича, наряду со всем прочим, были введены также офицерские эспонто ны и ун тер- офицерские полупики прусского образца. Во время Итальянского похода Суворова они сослужили неплохую службу русским воинам, гревшимся в альпийских снегах у костров, разожженных из этих эспонтонов и полупик.
Великий Князь Константин Павлович, участвовавший в суворовском походе, не преминул рассказать своему Венценосному батюшке об этом эпизоде. Судя по всему, Император Павел остался не очень доволен.
Смотрим дальше.
Парадный закрытый шлем, 1840 - 1865 гг.
Шлем изготовлен из стали, украшен гравировкой в характерном для французского двора середины XVI века стиле, с распущенными по всей поверхности завитками аканта и гротескными фигурами мифических персонажей.
В середине XIX века среди коллекционеров оружия cпрос на красивые, декорированные доспехи значительно превосходил предложение. В результате целый ряд мастерских начал специализироваться на изготовлении соответствующей продукции. Этот шлем, вероятнее всего, декорирован одним из крупнейших златокузнецов и гравeров XIX века Антуаном Вехте (Antoine Vechte, 1800-1868).
Эта «подделка» настолько хороша, что до недавнего времени считалось, будто это не только шлем XVI века, но, и сделан он был якобы для короля Франции Генриха II! Того самого, который, по случайному совпадению, умер от травмы, полученой во время рыцарского поединка, когда обломки копья противника, проникнув через визор забрала на шлеме, вонзились королю в глаз. Противником короля был капитан шотландской гвардии, сэр Габриэль Монтгомери.
Складной черепник из Германии, XVII век. Размеры: диаметр 190 мм.
Такое устройство надевали на тулью шляпы для защиты головы непосредственно перед боем. Эта стальная штуковина могла складываться, и, вероятнее всего, принадлежала какому-нибудь офицеру.
Морион (Morion) из Италии, XVI век.
Шлем практически весь покрыт травленным узором в виде завитушек на золоченом фоне.
Цветочки украшают головки идущих по основанию шлема заклeпок, которыми крепилась к шлему подкладка. Морионы обычно распознаются по высоким гребням и изогнутым вверх краям полей. Этот итальянский шлем, представитель славного семейства морионов, которые обычно ассоциируются в умах большинства населения, как шлемы, которые носили испанские конкистадоры (conquisadores), хотя они были распространены среди пехотинцев большинства стран Европы с начала XVI века до середины XVII.
В начале XVI века появился шлем нового типа - морион (исп. morrion), родиной которого предположительно является Испания. Возможно, название было заимствовано у мавров (moro) или образовано от испанского morro, что означает «черепок», «черепная крышка». Морион - шлем с высоким гребнем и сильно загнутыми спереди и сзади полями - предпочитали носить пешие воины вместе с полудоспехом. Высота гребня зависела от вкуса заказчика. Сначала морионы ковались из цельного куска железа, а в XVII веке из двух половин, которые сваривались. Солдатские морионы украшались несложной чеканкой в виде цветов и листьев, часто окрашивались в черный цвет. Офицерские Морионы, особенно для высших командиров, отделывались золотой или бронзовой насечкой с травлением, гравировкой, а также сложной фигурной чеканкой. Такая форма шлема сохранилась до середины XVII века, когда от него постепенно отказываются в пользу железной или кожаной шляпы. Чуть дольше морион сохранялся у стражников и телохранителей при европейских дворах, пока его не заменили парадными уборами - шапками или кожаными касками. Впрочем, швейцарские гвардейцы, охраняющие Ватикан, до настоящего времени носят этот шлем.
Ещe один шлем. Эдакая помесь бургиньота и мориона. Германия, начало XVII века.
На каждой стороне шлема выгравирован знак Флер де Лис (fleur-de-lys), рельефно выделяющийся светлым металлом на чернeном фоне. Флер де Лис представляет собой стилизованную лилию, которая является символом, связанным с Девой Марией. Шлем имеет высокий гребень, свойственный скорее мориону и защиту шеи, как у бургиньота.
Гребневой Морион, Нюрнберг, Германия, около 1600 г.
Этот богато декорированный шлем является одним из тех, что носила охрана курфюрста Саксонии. Изготовлен в Нюрнберге неизвестным оружейником. Каждая сторона шлема украшена фигурками в классическом стиле и золоченым орнаментом в виде завитков и листьев.
Меч городской стражи (Military Sword), Германия, Мюнхен, XVI век. Изготовитель: Вольфганг Стантлер (Wolfgang Stantler). Размеры: клинок 873 мм, рукоять 220 мм.
В 16-м веке, когда мечи начали носить c гражданской одеждой, необходимо было иметь дополнительную защиту для рук, не защищеных латными перчатками. Тогда на смену простой гарде пришла сложная, состоящая иногда из целой системы дуг, дужек, колец и полуколец.
Таким «гражданским» оружием, возможно, была вооружена баварская городская стража. Поставлялись эти мечи семьeй Стантлер, глава которой, Вольфганг Стантлер, был ведущим оружейником-мечником в Мюнхене на этот период.
Такой универсальный лeгкий меч, оснащeнный сложной гардой, защищающей пальцы руки, которым можно было как колоть, так и рубить, прекрасно подходил для уличных схваток и утихомиривания пьяных драк в тавернах.
Нарезной карабин с кремневым замком. Англия, Wootten Bassett, Wiltshire, XVII век. Изготовитель: Ричард Хьюз (Richard Hewes).
Размеры: длина 961 мм.
Кремневый замок не требовал заводить механизм ключом, как колесцовый, был проще и технологичнее, следовательно - дешевле. Воспламенение пороха в кремнeвом замке происходит от искры, производимой подпружиненным курком с зажатым в нeм кусочком кремня. Кремень выскает искру, ударившись о рифленую стальную крышку пороховой полки (огниво) и при этом приоткрыв ее. Искра вопламеняет небольшое количество пороха, помещeнное на полку, через затравочное отверстие в стволе пламя достигнет основного порохового заряда и происходит выстрел.
Различные простые модификации кремнeвого замка стали появляться в Европе в начале XVI века. Испанцы позаимствовали его у мавров, а к последним он попал из Азии от турок или арабов (испано-мавританский замок). После Испании кремневый замок получил распространение во Франции, впервые в письменных источниках упоминается в 1515 г., затем распространяется в Нидерландах. В зависимости от места изобретения существуют 5 типов кремневых замков: испано-мавританский, голландский, норвежский, немецкий и русский тип с одной двуперной пружиной. Нидерландский кремневый замок был оригинальной конструкции: полка его закрывалась не огнивом, а специальной крышкой, особого устройства был и ударный механизм, а сам замок целиком был длинный и тяжелый. Некоторые исследователи даже полагают, что автор нидерландского замка не был знаком с устройством испано-мавританского замка и изобрел его самостоятельно. Нидерландский замок был вскоре усовершенствован нюрнбергскими оружейными мастерами, которые стали делать кремневый замок с 1630-1650-х гг.
Они сделали его более безотказным, затем перенесли механизм на внутреннюю сторону замочной доски, увеличили размах курка, также сделали ход курка при взведении более легким и плавным, достигли того, что огниво стало направлять больше искр на полку при помощи изменения очертания боевой поверхности огнива. Таким образом, кремень теперь разбивался не так скоро, поэтому стал надежнее и мог служить дольше. Этот вид преобразованного замка получил в Европе название немецкого кремневого замка.
Cо временем, усовершенствованный кремневый замок вытеснил все другие виды замков. В наиболее совершенных кремневых замках XVIII столетия огниво оснащалось небольшим пороховым хранилищем, которое автоматически наполняло полку порохом. Отсюда следует, что необходимость самостоятельно производить подсыпку пороха рукой отпала, а это в свою очередь ускорило заряжание, увеличило скорострельность кремневого ружья.
После стольких усовершенствований кремневый замок прослужил в ручном оружии вплоть до XIX в. почти без изменений. В эксклюзивных образцах ценного штучного оружия трение замка было сведено к минимуму, а поскольку ход механизма собирался на роликах, полка и запал были выложены золотом, то даже в долго заряженном оружии порох не портился от ржавчины.
Карабин из коллекции, вероятнее всего, предназначался для охоты на оленя. Для прицельной стрельбы можно было воспользоваться раскладным прикладом. В противном случае он использовался как пистолет.
Обычныйный способ зарядки огнестрелов в то время заключался в забивании свинцовой пули в ствол. При этом неизбежна деформация пули, что сказывалось на еe полeте. В случае с этим карабином, ствол выполнен навинчивающимся, что позволяло снимать его и помещать пулю сразу в казенной части, ускоряя, таким образом, процесс зарядки.
Мастер Ричард Хьюз, был слесарем, оружейником (gunmaker) и, возможно, часовщиком в маленьком городке Вуттон Бассет в графстве Уилтшир, примерно с 1618 г. до своей смерти в 1677 г. Хотя ничего не известно о том, где он приобрeл свои навыки, его мастерство заслуживает самых высоких оценок. Карабин, изготовленный из стали и дерева грецкого ореха, украшен изящным орнаментом с листвой. На планке замка выгравирована подпись: «Р. Хьюз из Вуттон Бассет».
А сейчас настало время немного разбавить нашу скучную экскурсию изрядной долей патетики.
Поговорим о героях. Ведь юго-запад Шотландии, где и находится «наша» коллекция - родина двух величайших национальных героев Шотландии. Оба были великими воинами, но какими разными; один, поднялся из низов в эпоху гонений, чтобы стать Хранителем Шотландии (Scotland’s Guardian), другой - высокорождeнный политик и воин, который преуспел там, где другие потерпели неудачу. И всe же, несмотря на такое различие, они делали одно дело. Их деяния как будто преобразуются в слова из Арбротской декларации: «Не ради славы, богатства или почестей наша борьба, но за свободу (Freedom)- за то единственное, с чем каждый честный человек расстанется только вместе с жизнью».
Сразу вспоминаем концовку фильма «Храброе сердце»: Уоллес погибает от руки палача, но на последнем его выдохе мы слышим - «Freeeeedoooooooooom»...
Арбротская декларация (англ. Declaration of Arbroath), 1320 г. - декларация суверенитета Шотландии в период борьбы за независимость. (Фактически Шотландия пользовалась независимостью с 1314 г., когда войско английского короля Эдуарда II было разгромлено шотландцами в битве при Баннокбeрне.)
В ответ на поддержку папством английского завоевания Шотландии и отлучение от церкви короля Роберта Брюса и его сторонников, духовенство и бароны Шотландии во главе с аббатом Арбротского монастыря Бернардом де Линтоном издали адресованную папе Иоанну XXII декларцию суверенитета Шотландии. Опираясь на историю страны, авторы декларации утверждали право Шотландии на суверенитет и независимость от Англии, а также право на шотландский престол короля Роберта Брюса, избранного народом. Тот факт, что Арбротская декларация опиралась на принцип народного суверенитета (правом на независимость и еe защиту, согласно документу, обладает сам шотландский народ, а не его король), резко выделяет еe в ряду общественно-политических памятников средневековья. Декларация сыграла важную роль в становлении национального самосознания шотландского народа и повлияла на развитие общественной мысли в Англии и других странах Западной Европы.
Кстати и американская Декларация Независимости тоже имеет свои корни в Арбротской декларации.
А теперь вернeмся в Дин Кэстл и посмотрим на экспонаты коллекции связанные с именем Уильяма Уоллеса:
Каменный бюст сэра Уильяма Уоллеса, старейший из известных, был сделан в 1802 году скульптором Уильямом Рейдом для семьи Данлоп (Dunlop) из Данлопа, Восточный Эйршир.
Данлопы утверждали, что ведут происхождение от героя, и это была одна из причин долгой пререписки между Фрэнсис Энн Данлоп и поэтом Робертом Бeрнсом в 18 веке.
Фотография Мемориала Уильяма Уоллеса в Барнвэйле (Barnweil) на стекляной пластине, сделанная ещe в 1900 году. Cледует отметить, что в то время уже существовала возможность использовать первые фотопленки, но, стеклянные фотопластины с их высоким качеством изображения и способностью передавать мельчайшие детали запечатлеваемой реальности, всe ещe оставались наилучшей основой фотографирования.
Памятник Уильяму Уоллесу, Барнвэйлская башня, был построен в 1855 году. Расположена она на вершине Барнвэйлского Холма, к северо-востоку от Эйра (Ayr). По легенде, именно в этом месте Уоллес наблюдал, как горят амбары Эйра, подожжeнные его людьми. Вместе с амбарами сгорел английский гарнизон, который использовал эти помещения в качестве казарм для солдат. Бойцы Уоллеса ждали снаружи и дорезали тех, кому «посчастливилось» вырваться из пылающих зданий. Народные сказания также говорят, что то-ли Уоллес в сговоре с местными доминиканцами, то-ли сами монахи убили английских офицеров, которые устроились в аббатстве. Одно из местных преданий гласит, что название «Barnweil» произошло от слов Уоллеса, который будто бы прокомментировал сильный огонь, охвативший сараи, фразой «Эх, хорошо амбары горят!»(barns were burning well). Но это маловероятно, так как название «Barnweil» существовало ещe до этого события.
Кстати, сожжение ненавистных захватчиков в зданиях регулярно практиковалось озлобленными шотландцами. Вот и будущий соратник Брюса, молодой дамфрисширский рыцарь Джеймс Дуглас, чей отец умер в темницах Тауэра, неожиданно захватил в 1306 г. замок Дуглас, воспользовавшись тем, что английский гарнизон слушал мессу. А потом, частью перебил солдат, частью запер, и, оставив огонь пожирать их тела и оружие в пылающей главной башне, вновь исчез на болотах. Этот набег получил в народе меткое название - «кладовка Дугласа».
Барнвэйлскую башню не следует путать с Монументом Уоллеса (National Wallace Monument), который представляет собой четырeхгранную башню высотой 67 м, установленную в 1869 году в 1,5 км от Стерлинга на холме Эбби-Крэйг.
Монумент Уоллеса является открытым на протяжении всего года музеем, в котором можно узнать о битве на Стерлингском мосту, а также об известных шотландских личностях. Именно здесь хранится знаменитый «Меч Уоллеса», не тот, киношный,
а вполне настоящий, который якобы был использован Уильямом Уоллесом во время блестящей победы над англичанами в битве у Стерлингского моста в 1297 году. Это славное оружие вдохновило сэра Вальтера Скотта ( который «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роб Рой» и ещe много чего написал, если кто не в курсе) на такие строки:
Fit for archangel to wield,
yet light in his terrible hand.
Сверкал в его ужасной длани
Меч, что Архангелу подстать.
Конечно же, полной уверенности в принадлежности этого меча лично Уильяму Уоллесу нет, даже несмотря на состветствующий возраст клинка(эфес меча заменили уже после смерти Уоллеса). Но англичане всe же держали этот меч в течении почти шестисот лет (злопамятные, сцуки) под своим контролем в замке Данбартон (Dunbarton). И только 17 ноября 1888 г. он был официально передан обратно в Шотландию.
Теперь перейдeм к другому национальному герою Шотландии, Роберту Брюсу.
После смерти Брюса в 1329 г. его тело было захоронено в аббатстве Данфeрмлайн (Dunfermline Abbey). В 1500-х годах, во время протестантских религиозных выступлений, аббатство сильно пострадало, и местонахождение могилы было утеряно. На картинке вход в это самое аббатство.
В 1818 году рабочие, делавшие ремонт в аббатстве, обнаружили в каменной гробнице скелет, который был завернут в золотую парчу. Для исследования останков, из Эдинбурга был вызван хирург Роберт Листон, который, по характерному повреждению грудной клетки скелета, определил его принадлежность Роберту Брюсу.
Здесь надо объяснить, что это за повреждение такое и почему оно было характерно именно для Брюса. Дело в том, что Брюс, во-первых, как правоверный католик, а во-вторых, как большой грешник, мечтал совершить паломничество на Святую Землю.
О грехах и «грехах» Роберта Брюса. Во-первых, он убил человека в церкви, т.е. совершил святотатство. Произошло это событие в 1306 году в одной из церквей Дамфриса. Убит был его соперник по борьбе за власть в Шотландии, Джон Комин по прозвищу «Рыжий», из влиятельного клана Коминов, таких же претендентов на шотландский престол, как и клан Брюсов. История конечно неприглядная, но доподлинно известно, что встреча двух кузенов-претендентов в церкви фактически переросла в поединок, один на один, в котором победил сильнейший - Роберт Брюс.
А самый основной «грех» Роберта Брюса заключался в желании утвердить независимость Шотландии и стать еe королeм. Как уже было сказано, в конфликте Англии и Шотландии папство заняло последовательную проанглийскую позицию, отлучив Роберта Брюса и его сторонников от церкви и отказав в его признании королем Шотландии. Однако шотландское духовенство поддерживало своего короля и в 1320 году опубликовало «Арбротскую декларацию», обращенную к папе римскому, в которой утверждалась независимость Шотландии и обосновывалось право Брюса на корону.
Из-за отлучения Брюс долгое время был «невыездным», и не смог осуществить свою давнюю мечту - посетить Святую землю. Поэтому, перед своей смертью в 1329 г. он завещал своему другу и сподвижнику сэру Джеймсу Дугласу, известному ещe, как «Чeрный Дуглас» или «Добрый Дуглас», свое сердце для погребения его на Святой земле. После смерти короля сердце его было вынуто, набальзамировано и уложено в специальную шкатулку, и Дуглас отправился с ним в Палестину.
(Вот потому-то на скелете Роберта Брюса и была распилена грудная клетка. Собственно по этим пропилам его и опознал Роберт Листон.)
С сердцем умершего короля Дуглас в начале 1330 г. отправился на Святую землю. Но, волей случая, оказавшись на территории Испании, он присоединился к крестоносному войску Альфонса XI Кастильского и принял участие в битве при Теба (Андалузия), где геройски погиб, обороняясь с небольшим отрядом от армии мусульман. Преследуя войско неверных, Чeрный Дуглас оторвался от основных сил и был окружeн врагами. Тогда он бросил шкатулку с сердцем в гущу врагов со словами « Вперед, отважное сердце, как ты всегда хотело! Дуглас последует за тобой или умрет!» Он первым бросился в бой, увлекая за собой остальных. И первым пал, изрубленный сарацинскими саблями. Отряд Дугласа отбил сердце короля, прорвав строй противников. Но гибель Джеймса не позволила шотландцам продолжить поход. Останки Джеймса Дугласа и сердце Роберта I были перевезены обратно в Шотландию. С тех пор изображение сердца входит в герб Черных Дугласов.
А теперь, уважаемые читатели, сопоставьте обращение Дугласа к сердцу Брюса с названием «Храброе сердце». Если до кого ещe не дошло, то сообщаю, что согласно данным источников, прозвище Храброе Сердце принадлежало не Уоллесу, а продолжателю его дела Роберту Брюсу. Именно он, через долгие семь лет после смерти народного героя, смог добиться независимости Шотландии и отстоять еe в кровавой борьбе. Говорю об этом (с немалым пафосом))), дабы хоть чуть-чуть восстановить историческую справедливость, которой, мягко говоря, пренебрегли создатели замечательного, тем не менее, фильма-ЛЕГЕНДЫ «Храброе Сердце». Понятно, что им нужно было громкое имя - брэнд, но по-моему это не есть правильно (хэ, меня в Голливуде спросить забыли))). Тем более, что Уильям Уоллес в Шотландии и без того реальная культовая фигура, легендарный народный мститель-защитник-мученик, да ещe и фильм Мела Гибсона, безусловно талантливый (и кстати, один из моих любимых), сильно добавил интереса к личности Уоллеса за пределами страны.
Вот один из множества памятников Уоллесу, в Абердине (обратите внимание на меч, которым скульптор «вооружил» Уоллеса):
То, что мы видим на картинке ниже, это слепок черепа Роберта Брюса, сделанный скульптором Уильямом Scoular, который хранится в Dumfries Museum & Camera Obscura, что находится в соседней с Восточным Эйрширом области Дамфрис и Гэлоуэй (Dumfries and Galloway)
Сам череп хранится на кафедре анатомии Эдинбургского университета. Не так давно группа учeных-криминалистов попыталась восстановить по черепу внешность Роберта Брюса, поскольку прижизненных портретов его не существует. Предварительно были проведены исследования повреждений черепа. Определили повреждение левой глазницы и кости в районе щеки, возможно от травм, полученных в бою. Верхнечелюстная и носовые кости черепа практически отсутствуют. Уже давно высказывалось предположение, что Брюс страдал от проказы, хотя никаких доказательств этого факта в исторических документах не найдено. Однако, эрозия костей черепа, подтверждает этот вывод. Вероятнее всего, о болезни Брюса умалчивалось из-за его королевского статуса. Ведь в Средние века больные проказой были изгоями общества. Им приходилось жить отдельно от других, и под угрозой смерти запрещалось приближаться к здоровым людям. Понятно, что для короля Роберта I это было неприемлемо.
Лепра (проказа) - одно из древнейших заболеваний, известных человечеству. Упоминания об этом заболевании - вплоть до конкретных медицинских и правовых предписаний - встречаются в письменных памятниках человечества, начиная с XV-Х вв. до н.э. (индийские Веды, законы Ману, древнекитайские медицинские трактаты, древнеегипетские папирусы, Ветхий Завет Библии). И поскольку в те времена лепра относилась к числу заболеваний неизлечимых, то и изображалась эта болезнь в крайне устрашающем, потрясающем воображение читателя виде, а поведение окружающих здоровых людей сводилось к стремлению любыми средствами избежать встречи с «прокажeнными».
Медицинская справка:
Для лепры характерны длительный (в среднем от 3 до 7 лет, а иногда - до 20 лет и более!) бессимптомный инкубационный период, не менее длительный латентный период, неспецифичность и необязательность продромальных признаков (недомогание, слабость, сонливость, парестезии, ощущение зябкости). Поэтому диагностика этой болезни на раннем этапе представляется практически нереальной.
Ранние клинические проявления лепры чрезвычайно многообразны: от изменения окраски кожного покрова до симтомов периферической вегетативной недостаточности и рефлекторно-сосудистых расстройств (мраморность кожи, цианоз, пастозность кистей и стоп, нарушения пото- и салоотделения). Из-за этого многообразия болезнь нередко называют «великим имитатором», дифференцировать которую необходимо с широким кругом дерматозов.
Коварство лепры проявляется и в том, что имеющиеся уже кожные проявления, даже массивные и длительно существующие, не создают у человека субъективного ощущения болезни (не болят, не чешутся, отсутствует температура). Трудности в постановке правильного диагноза и, как следствие, позднее начало лечения приводили, как правило, к неизбежной инвалидизации больных, у которых развивались тяжелые невриты, параличи, тяжелые поражения слизистых оболочек носоглотки (вплоть до перфорации носовой перегородки и твердого неба), глаз и внутренних органов.
В наши дни лепра, как инфекционное заболевание, вполне излечима. Более того, продолжительность жизни пролеченных больных значительно выше по сравнению с общими показателями. Тем не менее, человек может остаться инвалидом, если специфическое лечение было начато слишком поздно.
Кстати, мало кто знает, но году так в 1996 в Шотландии был снят довольно неплохой фильм «Брюс», с двумя звуковыми дорожками, на английском и гэльском языках. Как ответ и логическое продолжение фильма Гибсона. Смотрел его на кассете.
Начинается он с, удивившего меня тогда, эпизода, как какой-то рыцарь бросает в гущу сарацин непонятный предмет в виде сердца, а потом врубается в толпу врагов с горсткой товарищей. Я тогда сразу не въехал, только потом разобрался, что к чему.
В общем фильм вполне приличный, хоть и не шедевр, есть неплохо поставленные батальные сцены, соответствующие эпохе костюмы, хорошая игра актeров. Рекомендую любителям исторического кино, если найдeте.
И напоследок, очень понравившаяся мне фотография памятника Роберту Брюсу на месте сражения при Баннокбeрне:
В следующей части мы посмотрим/поговорим в основном о европейском континентальном оружии и доспехах, что хранятся в коллекции 8-го Лорда Говарда де Уолдена. Нас ждут цвайхандеры и чинкведеи, шпаги и кинжалы, максимилиановские и готические доспехи и т.д. и т.п.
Mik Michel
|