Вернуться на Главную Карта сайта Написать письмо
 
   

Королевский Арсенал в Лидсе

   
   
вторая часть | третья часть | четвертая часть | пятая часть | шестая часть | седьмая часть | восьмая часть | девятая часть | десятая часть

 

Всегда с интересом читаю посты про оружие и отчеты о посещении разных примечательных мест. Зачастую, после прочтения очередного опуса, возникает жгучее желание все бросить и махнуть куда-нибудь, куда Макар телят не гонял, а после предоставить подробный отчет, где был и что видел. К сожалению, по разным причинам, путешественник из меня все больше виртуальный. А потому и отчет мой будет про виртуальное посещение одного замечательного музея.

Да, именно так, физически я там не был и вряд ли когда буду, но возможности Инета позволяют мне рассказать о некоторых интереснейших экспонатах этого музея (и не только этого). Итак, как ясно из названия, речь пойдет о некоем Королевском Арсенале, а точнее - об уникальных доспехах и оружии, хранящихся там.

Надо сказать, что подобных музеев и даже с таким же названием в Европах достаточно много. Причем их «Арсенал» - это, по сути, то же, что и наша «Оружейная палата». Но не всякий музей свободно выставляет на своих сайтах фотографии экспонатов в приличном разрешении. Музей, о котором пойдет речь, находится в английском городе Лидс и зовется соответственно «Королевский Арсенал в Лидсе (Royal Armouries Museum Leeds)». Сайт музея: www.royalarmouries.org.

На этот сайт я попал, когда, в поисках разного старинного оружия и доспехов (ну люблю я это дело), случайно кликнул старую ссылку, «пылящуюся» у меня в закладках. Увидев смутно знакомый лого музея,

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

начал разбираться в навигации по сайту, рыться в доступных экспозициях, разглядывать экспонаты… О, эти экспонаты! Глядя на них, чувствуешь «шевеление» времени. Не минуты-часы, а столетия проносятся перед глазами…

Результаты этого разглядывания, снабженные небольшими комментариями и справками для более цельного восприятия, сейчас перед Вами.

 

Признаюсь честно: несмотря на мою личную антипатию к англичанам, как к нации, которая со времен Ивана Грозного больше всех гадила России, в Королевском Арсенале в Лидсе мне понравилось. Ибо надо отдать им должное, как в самом музее, так и на сайте заметно уважительное и почтительное отношение, как к посетителям, так и по сути к истории вообще и к своей истории, какой бы кровавой она ни была, в частности.

В музее собраны экспонаты различных эпох: от Античности до наших дней. Огромное количество экспонатов, «наколлекционированных» по всему свету, является напоминанием о былом могуществе и гигантских колониях Британской империи, о которой говорили, что в ней никогда не заходит солнце.

Позволю себе маленькую ремарку про коллекции. Многие из них, собранные в имперские времена, и в последствии пополнявшие экспозиции разных музеев, в том числе и Арсенала в Лидсе, частенько имели сомнительное происхождение. Поскольку процесс «коллекционирования» обычно заключался в том, что какой-нибудь британскоподданный с наглой рожей, вроде печально известного лорда Элджина, попросту «изымал» тот или иной понравившийся предмет с его исторической родины, пользуясь своим правом сильного, либо подкупая (и задешево) местных копрофаков. Это в основном касается экспонатов Античности и времен покорения и ограбления Индии и других колоний. На фото - статуи, выломанные из фризов Парфенона по приказу лорда Элджина и вывезенные им в Англию (Британский музей, в Лувре тоже есть):

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Впрочем, вопрос происхождения коллекций - это тема для отдельного разговора, а потому не буду заострять на этом внимание. Тем более, что мне, как зрителю, в принципе не так уж важно - украден тот или иной объект, или подарен каким-нибудь сэром-пэром (после того, как был украден). Лишь бы он представлял собой что-нибудь интересное.

Ну, с интересным в Королевском Арсенале, на мой взгляд, все в порядке, его тут очень много. Тем более, что это интересное выставлено в виде фотографий с кратким описанием здесь же, на сайте, и до них можно достаточно легко добраться, безо всякой регистрации и прочего геморроя. Но не буду дальше отнимать внимание читателей и перейду от общих слов к делу…

 

Начну, пожалуй, с самого крутого или прикольного (это уж - кому как покажется) экспоната. Собственно, через него-то я и свел тесное знакомство с Арсеналом в Лидсе, отсюда и ссылочка в закладках. А было это так. Когда-то давно, в прошлой жизни, собирал я материал для одного поста. Нужна была титульная картинка, которая привлекала бы внимание и при этом соответствовала теме (а голые сиськи как раз были не в тему). Роясь в Инете, случайно попал на сайт Королевского Арсенала. А поскольку тема поста была типа «Что носили средневековые кабаны на голове, для защиты оной при выяснении отношений посредством разного рода железок» (короче, про эволюцию рыцарских шлемов от раннего средневековья до эпохи появления огнестрела), то можно понять мою радость при виде этого Чуда:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Чудо называется - гротескный рогатый шлем армэ (armet), изготовленный в г. Инсбруке в Австрии, по заказу императора Священной Римской Империи Максимилиана I. Вот его портрет работы Альбрехта Дюрера:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Шлем изготовлен в подарок для английского короля Генриха VIII в 1511-14 годах придворным оружейным мастером Конрадом Зойзенхоффером (Konrad Seusenhoffer). Для краткости назовем его (шлем) «Рогатый Макс».

Историческая справка:

Конрад Зойзенхоффер - один из самых прославленных и известных оружейников немецкой школы. Был придворным оружейником Максимилиана I, с которым его связывали непростые рабочие отношения, поскольку император имел свои представления относительно изготовления доспехов (как, впрочем, имел их и по поводу других ремесел).

Работая вместе со своим оружейником и, возможно, приписав себе его заслуги, Максимилиан I разработал рифленый стиль пластинчатых доспехов, которые теперь носят его имя (максимилиановский доспех). За основу были взяты итальянские доспехи готического типа, которые в конце XV столетия выделялись изящным рифлением отдельных частей. Основное усовершенствование состояло в том, что рифлением стали покрывать всю поверхность доспехов, придавая им таким образом большую жесткость без увеличения веса.

Несмотря на свой придворный статус, Зойзенхоффер не раз испытывал финансовые затруднения, связанные с задержкой причитающихся ему выплат, и потому нередко откладывал отправку готовых изделий из своей мастерской. В одном из таких случаев Максимилиан I, разгневанный задержкой партии доспехов, так необходимой для его армии, приказал в следующем сражении поставить оружейников в первую линию без доспехов! Стоит ли говорить, что доспехи тотчас послали в армию.

Притом Максимилиан I был настолько уверен в своем совершенном владении ремеслом оружейника, что, когда Зойзенхоффер предложил ему использовать какие-то свои наработки при изготовлении доспехов, император ответил ему в письме: «Сделайте мне доспехи так, как желаю я, поскольку не вы, а я приму участие в турнире». Дальше еще хлеще: «Если вы уже позабыли ремесло, которому я вас научил, уведомите меня об этом, и я снова преподам вам урок». Вот, на гравюре показано, как Максимилиан I «учит» Конрада Зойзенхоффера доспешному ремеслу:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

После смерти Конрада Зойзенхоффера должность придворного оружейника перешла к его младшему брату Гансу, а после него - к племяннику Йоргу, чьи доспехи можно увидеть в Париже и Вене.

И уж коли речь зашла о мастерах немецкой школы, хочу представить вашему вниманию еще одну знаменитую фамилию немецких оружейников: Кольман (Colman) Хельмшмидт (Helmschmidt) (а заодно показать готический и максимилиановский доспехи в их исполнении). Хельмшмидт в переводе с немецкого значит «шлемник». Так прозвали Лоренца Кольмана еще в 80-х годах XV века, когда он стал известным оружейником. Со временем это прозвище стало второй фамилией, неоднократно подтвержденной мастерством всех Кольманов.

Вот, к примеру, шлем работы Лоренца Кольмана-Хельмшмидта (находится в другом Королевском Арсенале, в Мадриде):

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

И его же готический доспех из Эрмитажа:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Работы Коломана Кольмана (сын Лоренца). Безрогий гротескный шлем армэ, можно сказать - «двоюродный» брательник «Рогатого Макса» (из Metropolitan Museum of Art), датируется 1515 годом:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

И максимилиановский доспех в исполнении Коломана:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

А вот изделия Дезидериуса Хельмшмидта (Desiderius Helmschmid) (внук Лоренца), того самого, который своим мастерством составил конкуренцию самым известным мастерам итальянской школы из семьи Негроли. Шлем Карла V, 1540 год, тоже из Real Armeria, Madrid:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

И парадный доспех Филиппа II, 1549-1552 гг, оттуда же:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Mik Michel

вторая часть | третья часть | четвертая часть | пятая часть | шестая часть | седьмая часть | восьмая часть | девятая часть | десятая часть