Вернуться на Главную Карта сайта Написать письмо
 
   

Королевский Арсенал в Лидсе

   
   
вторая часть | третья часть | четвертая часть | пятая часть | шестая часть | седьмая часть | восьмая часть | девятая часть | десятая часть

 

Тюрбан сикхов Акали, «дастар банга». Головной убор конической формы высотой около 0,5 м. Изготовлен из тёмно-синей хлопчатобумажной ткани на лёгком тростниковом каркасе. С набором метательных колец, полумесяцев, маленьких ножей и т.п.:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Историческая справка:

Во время правления Аурангзеба, когда сикхов стали преследовать, как неверных, их десятый (и последний) гуру, Говинд, преобразовал эту секту в антимусульманское военно-религиозное сообщество - хальсу. Гуру Говинд был убит и после смерти превратился в символ новой религии, а её главными адептами стали Акали - «бессмертные», или «воины бога». Вместо аскетизма, проповедуемого большинством индуистских сект, они должны были заниматься только одним - с оружием в руках защищать свою веру. В знак почтения к гуру Говинду Акали носят лишь стальное оружие и одежды из синей хлопковой ткани. Право на метательные кольца-чакры принадлежит только Акали.

Чакра из Арсенала. Представляет собой плоское стальное кольцо с позолотой, остро заточенное по внешнему краю:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Ханджар, кинжал с рукоятью из слоновой кости. Захвачен, как и чакра в Лахоре (теперь Пакистан):

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

"Прохаживаясь» по Арсеналу туды-сюды, разглядывая эти и другие замечательные экспонаты, обратил внимание, что некоторые вещи происходят из какого-то «арсенала Типу» в Майсоре, как, например, вот этот байонет (штык для мушкета) в тигровом стиле. Bayonet (sangin) from the arsenal of Tipu Sultan. Indian, Mysore, late 18th century:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Ну, я тут обрадовался, мол новый Арсенал объявился! Надо там тоже пошарить. И давай гуглить. Через полчаса пришлось доставать губозакаточное устройство. Ага, пошарил… Англичане там ещё в мае 1799 года так пошарили при взятии Серингапатама, что до сих пор отдельные вещи из этого арсенала всплывают на аукционах.

Так что, Арсенала Типу нам уже никогда не увидеть. Придётся довольствоваться тем, что попало в английские музеи и коллекции. В Королевском Арсенале в Лидсе из вещей захваченных там, мне ещё приглянулась мортира в виде тигра:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

В инете нашёл еще пушки, оформленные в тигрином стиле. Тоже из Арсенала Типу:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Историческая справка:

Типу (Типпу) Султан (1750-4.5.1799, Шрирангапатнам), правитель княжества Майсур в 1782-99, возглавивший борьбу с английскими завоевателями в Южной Индии.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

В правление своего отца Хайдера Али, командуя войсками Майсура, нанёс поражение английским отрядам в 1780 г. при Полилуре и в 1782 г. при Анегунди. Типу стал правителем в разгар 2-й англо-майсурской войны. В 1783 г. он окружил и взял в плен английскую армию в Беднуре. Он увеличил земельный фонд княжества за счёт земель храмов и феодалов, чтобы создать материальную базу для укрепления армии. Тщетно пытался заключить союз против английских колонизаторов с мусульманскими правителями Индии, Афганистана, Турции, а также с Францией. Во время 4-й англо-майсурской войны (1799), при штурме английскими войсками столицы Майсура - Шрирангапатнама, Типу Султан был убит.

C помощью таких вот картинок велась информационная война.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Чтобы оправдать вторжение в Майсур, Типу и его солдат демонизировали, создавая необходимое общественное мнение у европейского обывателя. Такие грязные приёмчики действуют до сих пор.

Как признавал сам генерал-губернатор Уэлсли, рядовые солдаты и младшие командиры майсурской армии дрались с невероятным мужеством, но силы были слишком неравны, к тому же предатель Мир Садык дезорганизовал оборону столицы. На требование капитулировать и выдать всех французов, служивших в майсурской армии, Типу ответил категорическим отказом. После долгой осады столица Майсура была взята штурмом не без помощи предателей, снабдивших англичан схемой укреплений и открывших в нужный момент ворота. Во главе небольшого отряда личной охраны Типу Султан сражался до последнего и был тяжело ранен. Уцелевшие гвардейцы уложили своего государя в паланкин и, пытаясь спасти ему жизнь, были готовы сдаться англичанам. Они умоляли Типу Султана сдаться победителям, уже вовсю хозяйничавшим в крепости, но тот ответил: «Лучше умереть львом, чем жить сто лет шакалом!» Истекающий кровью Тигр Майсура еще успел нанести последний удар саблей английскому мародеру, жаждавшему завладеть драгоценным поясом и оружием раненого, и был тут же добит.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Уэлсли долго искал тело майсурского правителя, и лишь тяжело раненый камердинер Типу, единственный, кто выжил из его спутников, указал англичанам, где искать поверженного героя. Коснувшись его тела шпагой, Уэлсли сказал свите: «Теперь Индия наша, господа!».

Богатая и красивая столица Майсура была превращена в развалины и разорена; город так и не смогли потом восстановить. Англичане и их союзники опустошили дворец, не пощадив ни уникальной библиотеки, ни даже женских покоев. Однако они не посмели оскорбить прах Тигра Майсура и решили устроить своему заклятому врагу царские похороны. Как вспоминали очевидцы, в тот момент, когда тело его было предано земле и уцелевшие горожане опустились на колени, дабы вознести заупокойную молитву, разразилась страшная, невиданная гроза, из-за которой запылали нетронутые битвой дворцы и дома, взорвался пороховой склад английской армии… Несколько дней англичане грабили и убивали, переписывали доставшиеся им богатства, награждали предателей, но не всех. Главного изменника Мир Садыка они одарить не смогли: его настиг кинжал кого-то из последних защитников крепости.

История Типу Султана произвела большое впечатление на европейцев, и о нем часто вспоминали авторы популярной беллетристики. Так, завязка книги Уилки Коллинза «Лунный камень» происходит во время штурма Серингапатама, и собственно лунный камень принадлежал убитому англичанами султану, а у Жюля Верна капитан Немо приходится султану племянником (в русском переводе романа «Таинственный остров» его называют Типпо-Саибом). Те из читателей, кто постарше, наверняка вспомнят приключенческий трёхсерийный блокбастер «Капитан Немо», который крутили по телеку в 70х-80х годах прошлого века. В роли Немо/принца Даккара снимался В. Дворжецкий. Помню, как мне, пацану, хотелось помочь капитану Немо, когда гады-англичане измывались над ним в фильме.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Вот ещё несколько предметов в тигрином стиле из дворца Типу в Шрирангапатнаме.

Известнейшая скульптурная композиция «Тигр грызёт английского солдата». В тело тигра встроен механический орган с 36 медными трубами, который издаёт разные «тигриные» звуки. Для изготовления композиции применили красное дерево, палисандр, дуб и ясень. Левая рука человека двигается вверх и вниз от локтя:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

И конечно же части от замечательного трона Типу, который был разломан и растащен английской солдатнёй. Сам трон был из чёрного дерева, с восемью углами:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Каждый угол венчала вот такая тигриная голова. Золото, алмазы, рубины и изумруды:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Из всех голов уцелела лишь одна угловая и одна центральная, от передней части трона.

Замечательные мечи Типу Султана можно увидеть в Британском Музее (British Museum):

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

И в Эдинбургском Замке (Edinburgh Castle) в Шотландии:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Ну, и на последок даю отрывок отсюда, впечатления очевидца. Музейный работник из России коротко описывает всякие Арсенальные ништяки. Очень интересно:

«…Музей произвел потрясающее впечатление. Собственно, это комплекс, включающий в себя музейное здание, гостиничный центр, мастерские, площадку для выступлений, конюшни и клетки для ловчих птиц.

 

Знакомство с музеем началось с выступления группы кавалеристов, демонстрирующих средневековые охотничьи и боевые приемы. Молодые люди на полном скаку поражали мечом чучела кабанов, рубили капустные кочаны, копьем снимали подвешенные на столбы колечки и поднимали с земли перчатки. Восторгам публики не было предела.

Сам музей поразил богатством выставленных экспонатов. В залах представлено оружие и защитное вооружение всех времен и народов. Рыцарские доспехи соседствуют с современными войсковыми средствами защиты, а автомат Калашникова - с английскими луками.

Большое внимание создателями экспозиции было уделено интерактивным элементам экспозиции. Самым простым была возможность потрогать кольчужное полотно, примерить боевую латную рукавицу, взвесить в руке приятную тяжесть шестопера или меча. Более сложные комплексы включают в себя электронную начинку и сложную механику. Имитатор стрельбы из лука позволяет оценить силу натяжения средневекового лука (это где-то около шестидесяти килограммов) и выявить дальность выстрела. Засунув голову в рыцарский шлем, посетитель благодаря видео- и акустической системе, оказывается в центре жестокой битвы, буквально на пути скачущей тяжелой кавалерии. Стенд, на котором были изображены средневековые доспехи и современные средства защиты и поражающие факторы в виде мечей, пуль, осколков, оказался совсем без надписей, но стоило лишь прикоснуться к тому или иному предмету - автоматически начинался рассказ о нем.

Как работнику музея, занимающемуся историей военного дела эпохи средневековья, мне крайне интересны были коллекции восточного, европейского оружия. Удивление вызвал полный боевой доспех слона, изготовленный в Индии и, судя по аннотации, единственный дошедший до нашего времени. Залы охотничьего оружия демонстрируют его эволюцию, начиная с дубины до современных ружей с великолепной оптикой. Интересен прием английских кураторов, когда экспонаты группируются по различным принципам. Иногда это может быть хронология, иногда - типологический ряд, довольно часто наблюдаются группы, объединенные по эмоциональному или эстетическому признаку. Большое впечатление произвела выставка, посвященная подросткам и оружию.

Несмотря на то, что оружие связано прежде всего с убийством и страданием, кураторам удалось создать довольно веселую выставку для детей с различными страшилками. Я сам попался на крючок авторов выставки. К стене были прикручены зловещего вида тиски для пальцев с впечатляющей иллюстрацией того, что они с пальцами жертвы делают. Естественно, природное любопытство заставило меня сунуть палец в этот ужасный агрегат. Все это было просчитано авторами и наказано. Я задел пальцем какой-то чувствительный сенсор, из динамиков раздался душераздирающий крик. От неожиданности я совершил прыжок метра на два, и заорал не хуже записанной фонограммы, чем вызвал неподдельный восторг у японских туристов, которые явно незадолго до меня испытали подобный же шок.

Интересна постановка сувенирной торговли в музее. В музейном магазине представлена широкая подборка литературы, посвященной военному делу и фортификации. Для меня было удивительным найти книгу, посвященную укрепленным поселениям Древней Руси. Сувениры на любой вкус и кошелек - также связаны с тематикой музея. Мастера, изготавливающие сувенирное оружие и доспехи, работают рядом с музейным зданием в специально оборудованных мастерских и посетители могут наблюдать за этим через стекло.

Музей Royal Armory произвел впечатление хорошо продуманного и четко функционирующего досугового и образовательного центра.»

 

На этом наше виртуальное путешествие по Королевскому Арсеналу в Лидсе и около, окончено. Кто будет в Англии, заходите, не пожалеете.

 

Mik Michel

вторая часть | третья часть | четвертая часть | пятая часть | шестая часть | седьмая часть | восьмая часть | девятая часть | десятая часть