|
||||||||||||
Королевский Арсенал в Лидсе |
||||||||||||
Об итальянских оружейниках поговорим позже, а сейчас вернёмся к «Рогатому Максу». Вообще-то Максимилиан I преподнес в дар Генриху VIII полный доспех с этим шлемом. Сам доспех имитировал роскошную «гражданскую» одежду тогдашнего аристократа-модника, т.е. был костюмным доспехом. Цена таких доспехов определялась не только обилием украшений из золота и качеством, но и сложностью изготовления: поскольку одежда той эпохи часто имела вычурные элементы (например, огромные пышные рукава), выковать такой доспех мог не всякий кузнец - так что наиболее впечатляющие доспехи были также и самыми дорогими. Этот доспех был украшен неизвестным мастером из Аугсбурга орнаментом с серебряным и золотым тиснением и прочими «архитектурными излишествами»:
Но до наших дней дошёл только «Рогатый Макс». И доспех, и шлем должны были демонстрировать высочайший статус их владельца, и предназначались для разных торжественных, парадных церемоний на турнирах и прочих праздников. Наверное поэтому отверстия на маске-забрале вполне функциональны. Человек, надевший шлем, может видеть «глазами», дышать через «ноздри», и говорить через «рот».
До сих пор не ясно значение рогов и очков. Про очки вроде бы решили, что это намёк на близорукость Генриха VIII. А вот на что могли намекать рога? Одно время даже предполагали, что этот шлем не для короля, а для его шута Сомерса. Как бы то ни было, считается, что именно тогда Генрих VIII, поражённый мастерством немецких оружейников, решил основать в Англии свою оружейную школу, пригласив в неё для начала мастеров из Германии. А поскольку территориально оружейные мастерские находились в Гринвиче, доспехи, производимые там, получили название Гринвичских. Рассмотрим «Рогатого Макса» повнимательнее. Вот детали: видна «щетинка» на «щеках», «морщинки» возле «глаз» и трогательные цветочки в районе ушей. Если присмотреться, можно заметить что-то похожее на каплю, подтекающую из крючковатого носа.
Маска шлема наверняка внушала страх подданным Генриха VIII, да и сейчас вызывает противоречивые чувства. Глядя на «Рогатого Макса», особенно в профиль:
Или в таком вот ракурсе:
И, вспоминая поганую репутацию Генриха VIII (Диккенс именовал его «самым непереносимым мерзавцем, позором для человеческой природы, кровавым и сальным пятном в истории Англии»), на ум лезет всякая метафизика. Начинаешь ощущать, что этот шлем очень соответствует ему, как олицетворение его «славных» деяний, хотя в 1514 году, когда шлем был подарен, Генрих VIII правил всего-то 5 лет. Да, не зря кузнецов всегда считали немного колдунами… Историческая справка:
Больше всего известен необычным для христианина числом браков, некоторые из которых заканчивались казнью бывшей супруги, уничтожением политических противников, среди которых был и великий гуманист Томас Мор (автор «Утопии»). Вот портрет Мора кисти всё того же Ганса Гольбейна:
После «рогатого Макса» рассмотрим несколько пластинчатых доспехов, принадлежавших всё тому же Генриху VIII, который был большим знатоком рыцарских забав. Вот парочка замечательных экземпляров - латные доспехи для пеших поединков, изготовленные для великого турнира, известного как «Champ de Drap d’Or» или «Поле Золотой Парчи», состоявшегося между Франциском I, королём Франции и Генрихом VIII в 1520 году. У одного доспеха в «руках» двуручный меч:
а второй «держит» поллэкс (polleaxe):
Историческая справка: Почему два доспеха? Дело в том, что для турнира «Champ de Drap d’Or» готовили сначала именно «доспех с поллэксом». Но за три месяца до начала турнира были объявлены новые правила для пеших поединков (они стали проводиться с барьером). И потому эта броня никогда не использовалась в деле и даже осталась неукрашенной. Нужен был другой доспех. А для того, чтобы создать совершенно новую броню уже не было времени. И поэтому «доспех с мечом» был собран из частей уже существующих доспехов, дополнен несколькими новыми деталями и подобающим образом изукрашен. Рассмотрим сначала «доспех с поллэксом»:
Примечателен этот доспех прежде всего тем, что он полный. Состоит из 235 отдельных частей различной формы. Сочленённые вместе, они ПОЛНОСТЬЮ закрывают тело тонкими металлическими пластинами и позволяют двигаться настолько свободно, насколько это вообще возможно в доспехе, весящем около 42 кг. Вес немалый, однако не будем забывать, что этот доспех, дающий гораздо лучшую защиту, предназначен лишь для кратковременного ношения. Оценим вид сзади, один металл:
Можно рассмотреть и поближе. Вот, собственно, латная задница или кулет:
А это ножные латы в области колена. Кррасота!
Этот доспех на стопе называется «практичный солерет»:
Практичный потому, что позволял сгибаться стопе при ходьбе, чтобы нога двигалась естественным образом. Был и непрактичный солерет. В нём стопа не сгибалась. Солереты или сабатоны имеют вид а-ля «Медвежьи Лапы», соответствующие модной в то время обуви с очень широкими носами, от которой наверное и пошло выражение «жить на широкую ногу». Вот такой он - полный доспех для пеших поединков:
Обратите внимание на выступающую полусферическую «шишку» в паховой области. Это латный гульфик, весьма модный аксессуар по тем временам. Про гульфики мы поговорим чуть позже.
Mik Michel |