Вернуться на Главную Карта сайта Написать письмо
 
   

Королевский Арсенал в Лидсе

   
   
вторая часть | третья часть | четвертая часть | пятая часть | шестая часть | седьмая часть | восьмая часть | девятая часть | десятая часть

 

Ещё в Королевском Арсенале в Лидсе находится так называемый «бацинет Лайла», с забралом типа «хундсгугель (Hundsgugel)» - самый сохранившийся из бацинетов конца XIV века. Родина его Северная Италия, датируется 1370 годом:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Историческая справка:

Бацинет (Bascinet) - вид рыцарского шлема XIV века с кольчужной бармицей (авентайлом). Бацинет появляется в 1330-1340 года, представляя собой полусферическую каску. В начале играл роль как подшлемник для топфхельма (это такой большой шлем похожий на ведро).

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Есть экземпляры касок с наносником. Впоследствии он трансформируется в шлем с оттянутой назад затылочной частью. Бацинеты конца XIV века (особенно итальянские образцы) имеют почти прямую заднюю стенку. Бацинеты различают по виду забрала: забрало типа «хундсгугель» (нем. - «собачья морда», в Англии получило название «pigface» - «свиная морда») представляет собой сильно вытянутое вперед конусовидное забрало. Различны также и способы крепления забрала.

Ну, и ещё кое-что по мелочи. Латные «тапочки» или сабатоны. Гринвич, 1610 год:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Орендольх, «кинжал с ушами» итальянской работы начала XVI века. Тоже очень модный аксессуар во время позднего Средневековья и Ренессанса. Почему с «ушами», надеюсь объяснять не надо. Родиной этого типа кинжала, вошедшего в моду на Западе в XIV веке, является мавританская часть Испании, где его носили еще в XIII столетии. С начала XV столетия это зачастую богато украшенное оружие носили уже в Италии, а особенно он вошел в моду на территории севернее Альп.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Завершая обзор европейских экспонатов, хочу представить ещё одну неординарную работу одного замечательного мастера. Обратите внимание на эти роскошные эфесы.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Авторство работы того, что слева, принадлежит замечательному скульптору и литейщику Пьетро Такка, жившему в XVII веке во Флоренции. Этот мастер, будучи придворным скульптором Медичи, создал немало произведений искусства, и его замечательные творения можно увидеть не только в Италии, но и в Мадриде, и у нас в Эрмитаже, и во многих других музеях.

Присмотритесь к этому чубатому человечку. Лично мне при взгляде на него сразу вспоминается мультик про запорожцев и рассказы Гоголя:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Нос картошкой, густые усищи и чуб. Не знаю, бывал ли мастер Такка в Малороссии, хотя бы проездом, но колорит у этой его работы явно украинский:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Если присмотреться к ногам человечка, которые выполняют функцию крестовины, то можно заметить нечто странное. Похоже на козлиные ножки…

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

И вот, под воздействием этого кажущегося малороссийского колорита, где-то в подсознании начали возникать смутные догадки и воспоминания, соединяющиеся в ассоциативные цепочки, приведшие к неожиданному результату.

(Ассоциации примерно такие: итальянский мастер изваял фигурку, головой очень напоминающую запорожца, с растопыренными ножками, как у козлика. А впрочем, копытца похожи и на свиные тоже. Такие же раздвоенные и заострённые (кто варил холодец - знает). Общеизвестна любовь украинцев к салу. Значит, где-то должен быть носитель этого сала, поросёнок!)

Короче, поиск в гугле по запросу «Такка поросёнок» тут же выдал результат, да какой!

Флорентийский литейщик оправдал мои смутные предположения, и самым лучшим образом. Ведь Пьетро Такка является автором одной замечательной скульптуры, имеющей вдобавок ко всему непосредственное отношение к Порко. Статуя называется «дель Порчеллино» (Поросенок):

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Вообще-то это «Вепрь», а Поросёнком его ласково зовут жители Флоренции. Называть этого красавца хрюшкой или свиньей, да ещё в присутствии местных жителей, категорически не рекомендуется. Флорентийцы могут оскорбиться! И последствия будут непредсказуемые, особенно если учесть нравы и традиции семейства Медичи, некогда правившего здесь…

Памятник Вепрю - это действующий фонтан, который является одним из символов города (наравне с гигантом Давидом).

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Он находится на «Соломенном рынке» - так называется многолюдное и своеобразное место продажи флорентийских изделий, которое находится между улицами Порта Роза и Калимала. Площадь, на которой сейчас расположен рынок, имеет квадратную форму. Она была построена по заказу Козимо I Медичи во второй половине XVI века и предназначалась для некоторых наиболее важных цехов (корпораций) банкиров, торговцев золотом, шерстью и шелком.

Что характерно, сам кабан - тёмный, а морда у него, особенно возле пятачка - блестит, как золотая.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Дело в том, что здесь верят, что человек будет счастливым, если потрет пятачок вепря, положит монетку ему в пасть, и она должна как-то там упасть вниз через решетку под статуей. Это поверье основано на местной легенде…

Когда-то, давным-давно, в город забежал огроменный кабан. И навёл на жителей такого страху своим свирепым видом, что жизнь в городе практически остановилась. Все боялись выйти на улицу, опасаясь встречи с этим клыкастым чудовищем. И только один маленький пацанчик не испугался, а смело подошёл к вепрю, погладил его страшную морду, почесал за ухом и что-то там прошептал. После чего, кабан спокойно удалился из города, а мальчонка сразу стал счастливым…

Я рассказал Вам о нескольких экспонатах из европейского средневековья, и хотя рассказывать можно и дальше (один «львиный доспех» чего стоит, и конские доспехи тоже), но придётся на этом остановиться, чтобы перейти к не менее интересной части нашей прогулки по Арсеналу. На очереди, так сказать, «колониальный товар», экспонаты с Востока…

Пресловутый «хохол» на рукоятке - в действительности скорее турецкий янычар. Была в свое время мода украшать оружие и утварь «головами янычаров». У предков нынешнего чешского министра иностранных дел Шварценберга в гербе одна из фигур - отрубленная голова янычара, кото рую клюет ворон. Попала она в герб поскольку основатель рода был большой мастак такие головы организовывать. Соответственно отрубленной головой янычара (с вороном и без) украшено у Шварценбергов вообще все: дверные ручки в замках, люстры, посуда и т.п. Все чин по чину: и оселедец и вислые усы наличествуют. Австрияки очень этот элемент украшения любили (поскольку с турками регулярно воевали), да и по XVII веку вполне совпадает. А уж почему представители «древней и уникальной» культуры заимствовали прическу у самых крутых тогдашних головорезов и периодически им служили - это вопрос к свидомитам.

Бронзовая копия «поросенка» работы Такко есть в Мюнхене, напротив входа в Германский музей охоты и рыболовства. Ему тоже на удачу трут пятачок.

 

Mik Michel

вторая часть | третья часть | четвертая часть | пятая часть | шестая часть | седьмая часть | восьмая часть | девятая часть | десятая часть