|
||||||||||||
Королевский Арсенал в Лидсе |
||||||||||||
Ещё в Королевском Арсенале в Лидсе находится так называемый «бацинет Лайла», с забралом типа «хундсгугель (Hundsgugel)» - самый сохранившийся из бацинетов конца XIV века. Родина его Северная Италия, датируется 1370 годом:
Историческая справка:
Есть экземпляры касок с наносником. Впоследствии он трансформируется в шлем с оттянутой назад затылочной частью. Бацинеты конца XIV века (особенно итальянские образцы) имеют почти прямую заднюю стенку. Бацинеты различают по виду забрала: забрало типа «хундсгугель» (нем. - «собачья морда», в Англии получило название «pigface» - «свиная морда») представляет собой сильно вытянутое вперед конусовидное забрало. Различны также и способы крепления забрала. Ну, и ещё кое-что по мелочи. Латные «тапочки» или сабатоны. Гринвич, 1610 год:
Орендольх, «кинжал с ушами» итальянской работы начала XVI века. Тоже очень модный аксессуар во время позднего Средневековья и Ренессанса. Почему с «ушами», надеюсь объяснять не надо. Родиной этого типа кинжала, вошедшего в моду на Западе в XIV веке, является мавританская часть Испании, где его носили еще в XIII столетии. С начала XV столетия это зачастую богато украшенное оружие носили уже в Италии, а особенно он вошел в моду на территории севернее Альп.
Завершая обзор европейских экспонатов, хочу представить ещё одну неординарную работу одного замечательного мастера. Обратите внимание на эти роскошные эфесы.
Авторство работы того, что слева, принадлежит замечательному скульптору и литейщику Пьетро Такка, жившему в XVII веке во Флоренции. Этот мастер, будучи придворным скульптором Медичи, создал немало произведений искусства, и его замечательные творения можно увидеть не только в Италии, но и в Мадриде, и у нас в Эрмитаже, и во многих других музеях. Присмотритесь к этому чубатому человечку. Лично мне при взгляде на него сразу вспоминается мультик про запорожцев и рассказы Гоголя:
Нос картошкой, густые усищи и чуб. Не знаю, бывал ли мастер Такка в Малороссии, хотя бы проездом, но колорит у этой его работы явно украинский:
Если присмотреться к ногам человечка, которые выполняют функцию крестовины, то можно заметить нечто странное. Похоже на козлиные ножки…
И вот, под воздействием этого кажущегося малороссийского колорита, где-то в подсознании начали возникать смутные догадки и воспоминания, соединяющиеся в ассоциативные цепочки, приведшие к неожиданному результату. (Ассоциации примерно такие: итальянский мастер изваял фигурку, головой очень напоминающую запорожца, с растопыренными ножками, как у козлика. А впрочем, копытца похожи и на свиные тоже. Такие же раздвоенные и заострённые (кто варил холодец - знает). Общеизвестна любовь украинцев к салу. Значит, где-то должен быть носитель этого сала, поросёнок!) Короче, поиск в гугле по запросу «Такка поросёнок» тут же выдал результат, да какой! Флорентийский литейщик оправдал мои смутные предположения, и самым лучшим образом. Ведь Пьетро Такка является автором одной замечательной скульптуры, имеющей вдобавок ко всему непосредственное отношение к Порко. Статуя называется «дель Порчеллино» (Поросенок):
Вообще-то это «Вепрь», а Поросёнком его ласково зовут жители Флоренции. Называть этого красавца хрюшкой или свиньей, да ещё в присутствии местных жителей, категорически не рекомендуется. Флорентийцы могут оскорбиться! И последствия будут непредсказуемые, особенно если учесть нравы и традиции семейства Медичи, некогда правившего здесь… Памятник Вепрю - это действующий фонтан, который является одним из символов города (наравне с гигантом Давидом).
Он находится на «Соломенном рынке» - так называется многолюдное и своеобразное место продажи флорентийских изделий, которое находится между улицами Порта Роза и Калимала. Площадь, на которой сейчас расположен рынок, имеет квадратную форму. Она была построена по заказу Козимо I Медичи во второй половине XVI века и предназначалась для некоторых наиболее важных цехов (корпораций) банкиров, торговцев золотом, шерстью и шелком. Что характерно, сам кабан - тёмный, а морда у него, особенно возле пятачка - блестит, как золотая.
Дело в том, что здесь верят, что человек будет счастливым, если потрет пятачок вепря, положит монетку ему в пасть, и она должна как-то там упасть вниз через решетку под статуей. Это поверье основано на местной легенде… Когда-то, давным-давно, в город забежал огроменный кабан. И навёл на жителей такого страху своим свирепым видом, что жизнь в городе практически остановилась. Все боялись выйти на улицу, опасаясь встречи с этим клыкастым чудовищем. И только один маленький пацанчик не испугался, а смело подошёл к вепрю, погладил его страшную морду, почесал за ухом и что-то там прошептал. После чего, кабан спокойно удалился из города, а мальчонка сразу стал счастливым… Я рассказал Вам о нескольких экспонатах из европейского средневековья, и хотя рассказывать можно и дальше (один «львиный доспех» чего стоит, и конские доспехи тоже), но придётся на этом остановиться, чтобы перейти к не менее интересной части нашей прогулки по Арсеналу. На очереди, так сказать, «колониальный товар», экспонаты с Востока…
Mik Michel |