|
||||||||||||
Королевский Арсенал в Лидсе |
||||||||||||
Ещё в Королевском Арсенале в Лидсе находится так называемый «бацинет Лайла», с забралом типа «хундсгугель (Hundsgugel)» - самый сохранившийся из бацинетов конца XIV века. Родина его Северная Италия, датируется 1370 годом:
![]()
![]()
![]()
Историческая справка:
![]()
Есть экземпляры касок с наносником. Впоследствии он трансформируется в шлем с оттянутой назад затылочной частью. Бацинеты конца XIV века (особенно итальянские образцы) имеют почти прямую заднюю стенку. Бацинеты различают по виду забрала: забрало типа «хундсгугель» (нем. - «собачья морда», в Англии получило название «pigface» - «свиная морда») представляет собой сильно вытянутое вперед конусовидное забрало. Различны также и способы крепления забрала. Ну, и ещё кое-что по мелочи. Латные «тапочки» или сабатоны. Гринвич, 1610 год:
![]()
Орендольх, «кинжал с ушами» итальянской работы начала XVI века. Тоже очень модный аксессуар во время позднего Средневековья и Ренессанса. Почему с «ушами», надеюсь объяснять не надо. Родиной этого типа кинжала, вошедшего в моду на Западе в XIV веке, является мавританская часть Испании, где его носили еще в XIII столетии. С начала XV столетия это зачастую богато украшенное оружие носили уже в Италии, а особенно он вошел в моду на территории севернее Альп.
![]()
Завершая обзор европейских экспонатов, хочу представить ещё одну неординарную работу одного замечательного мастера. Обратите внимание на эти роскошные эфесы.
![]()
Авторство работы того, что слева, принадлежит замечательному скульптору и литейщику Пьетро Такка, жившему в XVII веке во Флоренции. Этот мастер, будучи придворным скульптором Медичи, создал немало произведений искусства, и его замечательные творения можно увидеть не только в Италии, но и в Мадриде, и у нас в Эрмитаже, и во многих других музеях. Присмотритесь к этому чубатому человечку. Лично мне при взгляде на него сразу вспоминается мультик про запорожцев и рассказы Гоголя:
![]()
![]()
Нос картошкой, густые усищи и чуб. Не знаю, бывал ли мастер Такка в Малороссии, хотя бы проездом, но колорит у этой его работы явно украинский:
![]()
Если присмотреться к ногам человечка, которые выполняют функцию крестовины, то можно заметить нечто странное. Похоже на козлиные ножки…
![]()
![]()
И вот, под воздействием этого кажущегося малороссийского колорита, где-то в подсознании начали возникать смутные догадки и воспоминания, соединяющиеся в ассоциативные цепочки, приведшие к неожиданному результату. (Ассоциации примерно такие: итальянский мастер изваял фигурку, головой очень напоминающую запорожца, с растопыренными ножками, как у козлика. А впрочем, копытца похожи и на свиные тоже. Такие же раздвоенные и заострённые (кто варил холодец - знает). Общеизвестна любовь украинцев к салу. Значит, где-то должен быть носитель этого сала, поросёнок!) Короче, поиск в гугле по запросу «Такка поросёнок» тут же выдал результат, да какой! Флорентийский литейщик оправдал мои смутные предположения, и самым лучшим образом. Ведь Пьетро Такка является автором одной замечательной скульптуры, имеющей вдобавок ко всему непосредственное отношение к Порко. Статуя называется «дель Порчеллино» (Поросенок):
![]()
Вообще-то это «Вепрь», а Поросёнком его ласково зовут жители Флоренции. Называть этого красавца хрюшкой или свиньей, да ещё в присутствии местных жителей, категорически не рекомендуется. Флорентийцы могут оскорбиться! И последствия будут непредсказуемые, особенно если учесть нравы и традиции семейства Медичи, некогда правившего здесь… Памятник Вепрю - это действующий фонтан, который является одним из символов города (наравне с гигантом Давидом).
![]()
Он находится на «Соломенном рынке» - так называется многолюдное и своеобразное место продажи флорентийских изделий, которое находится между улицами Порта Роза и Калимала. Площадь, на которой сейчас расположен рынок, имеет квадратную форму. Она была построена по заказу Козимо I Медичи во второй половине XVI века и предназначалась для некоторых наиболее важных цехов (корпораций) банкиров, торговцев золотом, шерстью и шелком. Что характерно, сам кабан - тёмный, а морда у него, особенно возле пятачка - блестит, как золотая.
![]()
Дело в том, что здесь верят, что человек будет счастливым, если потрет пятачок вепря, положит монетку ему в пасть, и она должна как-то там упасть вниз через решетку под статуей. Это поверье основано на местной легенде… Когда-то, давным-давно, в город забежал огроменный кабан. И навёл на жителей такого страху своим свирепым видом, что жизнь в городе практически остановилась. Все боялись выйти на улицу, опасаясь встречи с этим клыкастым чудовищем. И только один маленький пацанчик не испугался, а смело подошёл к вепрю, погладил его страшную морду, почесал за ухом и что-то там прошептал. После чего, кабан спокойно удалился из города, а мальчонка сразу стал счастливым… Я рассказал Вам о нескольких экспонатах из европейского средневековья, и хотя рассказывать можно и дальше (один «львиный доспех» чего стоит, и конские доспехи тоже), но придётся на этом остановиться, чтобы перейти к не менее интересной части нашей прогулки по Арсеналу. На очереди, так сказать, «колониальный товар», экспонаты с Востока…
Mik Michel |