Вернуться на Главную Карта сайта Написать письмо
 
   

Правила испанского двуручного меча, записанные в 1528 году

   
   
Двуручный меч в реальности и фантастике | Основные стойки, удары и мулине | Защиты и комбинации | Античный двуручный меч - ромфея | Правила испанского двуручного меча | Цвайхендеры - зачем они все-таки были нужны? | The Weighty Issue of Two-Handed Greatswords

 

Это один из первых текстов, касающихся использования двуручного меча и записанных на Иберийском полуострове, был найден в книгах писаря Лиса Барбарана из Сарагосы. В этом кратком и необычном тексте мы найдем развитую и сложную систему, позволяющую научиться обращению с этим великолепным оружием, начиная с самых азов.

Что же мы знаем о самом раннем испанском фехтовальном тексте о двуручных мечах?

Двуручные мечи во Дворце Дожей, Венеция

 

Авторство его принадлежит Луису Барбарану II (Luis Barbaran II), работавшему нотариусом в Сарагосе. Фехтовальный текст, состоящий из 9 правил, расположился на последней странице архивной книги, которую он вел с 1527 по 1532 годы. Также в этой книге Луис вел личные записи, среди которых можно найти черновики писем и поэзию, и это, вероятно, говорит о том, что правила для двуручного меча, записанные им, можно отнести к личным записям, возможно, памятке, по которой он практиковался в свободное время или записал их у своего учителя, чтобы не забыть.

Исследователи этого документа, Miguel González Ancín и Otis Towns, в своей статье LAS NUEVE REGLAS DE LA ESPADA DE DOS MANOS, Y LA PRÁCTICA DE LA ESGRIMA EN ZARAGOZA HACIA 1526, упоминают, что занялись поисками вероятного учителя Луиса, и обраружили если не его самого, то достаточно долгую,  с 1478 года,  традицию учителей фехтования, преподававших от имени Арагонской короны, которые преподавали в Сарагосе.

Однако итак, перед нами манускрипт, во многом похожий на опубликованный мной ранее Las Reglas Del Montante, о котором, однако, мы знаем несравненно больше, и, что наиболее ценно, у нас имеется точная дата его происхождения. Касательно языка и терминов наставления, которые я подробно разберу ниже, хочу отметить, что сами наименования ударов ближе всего к итальянским, в частности, можно обнаружить сходство с ударами из учебника болонского мастера Ахилле Мароццо 1536 года издания:

Opera Nova, 1536, раскрашенная гравюра

 

Также отметим, что меч в правилах Барбарана называется на итальянский манер «мечом для двух рук», а не «монтанте» (что по-испански иронично означает «большая балка»), что вероятно может указывать на итальянское происхождение первых правил двуручного меча, а также, на мой взгляд, на то, что монтанте, как отдельный вид оружия и сугубо иберийский феномен, появится позднее и будет отличаться от двуручного меча размерами в большую сторону.

Девять коротких правил можно поделить на три группы - от простых к сложным. В первых трех предлагается делать простые удары и уколы, входя в атаку и выходя из нее. Вторая часть добавляет сложные комбинации с шагами и третья представляет самые сложные комбинации ударов и уколов. Также, что довольно редко для простых правил, здесь описаны специфические шаги: Represa и Reberencias.

Итак, взглянем на сами правила, дошедшие до нас из далекого 1526 года.

Las nueve reglas de la espada de dos manos
Luis Barbarán, Saragossa, 1528 г.

Первая страница рукописи Las Nueve Reglas

 

Во имя Господа и нашего покровителя Святого Георга.

Первое правило двуручного меча. Нанеси Mutante (восходящий прямой удар), входя с правой ноги, затем Fas Mutante (восходящий обратный удар) с левой ноги, столько раз, сколько будет угодно, и также иди назад.

Второе правило двуручного меча. Нанеси Mandrete (нисходящий прямой удар) с правой ноги, и Rebes (нисходящий обратный удар), столько раз, сколько будет угодно, и также иди назад.

Третье правило. Нанеси Estocada (укол) входя правой ногой и еще один, входя левой ногой, сколько будет угодно, и также иди назад.

 

Четвертое правило. Нанеси Mutante , не сходя с места и войди правой с Mandrete, затем Fas Mutante, не сходя с места и войди левой с Rebes, столько раз, сколько будет угодно, и также иди назад.

Пятое правило. Estocada, не сходя с места и войди с правой ноги с Mandrete и нанеси еще Estocada, не сходя с места, затем войди с левой и Rebes и повтори столько раз, сколько будет угодно.

Шестое правило. Нанеси Mutante не сходя с места и Rebes, не сходя с места, затем Estocada, не сходя с места и войди правой с Mandrete. Затем Fas Mutante, не сходя с места, затем Mandrete, также не сходя с места, еще Estocada не сходя с места и войди левой с Rebes столько раз, сколько будет угодно.

 

Седьмое правило. Mutante с Represa (подшагом) и еще один Mutante и войди правой ногой с Mandrete, добавь Fas Mutante с Represa и еще один Fas Mutante, а затем войди левой с Rebes и повтори столько раз, сколько будет угодно.

Восьмое правило. Mutante с Represa и еще один Mutante, Rebes не сходя с места, Estocada не сходя с места и войди с Mandrete и сделай Fas Mutante с Represa и еще один Fas Mutante с Represa, а затем Mandrete не сходя с места, Estocada не сходя с места и войди с левой ноги с Rebes, столько раз, сколько будет угодно.

Девятое правило. Сделай Reberencias (реверанс) с Mutante с одной и с другой стороны, и еще один Mutante с шагом левой ногой и Rebes не сходя с места и сделай Estocada не сходя с места. Затем шагни правой вперед с Mandrete, сделай Reberencias с Mutante с одной и другой стороны и войди правой ногой, сделав Fas Mutante, Mandrete не сходя с места,  Estocada не сходя с места, затем войди левой ногой с Rebes и выйди с Mutante с одной и с другой стороны столько раз, сколько будет угодно.

 

Вторая страница рукописи Las Nueve Reglas

 

Термины из манускрипта и их расшифровка:

Mutante: восходящий прямой удар (прямой означает, что удар наносится с правой стороны для правши и с левой для левши)

Fas Mutante: восходящий обратный удар (обратный, то есть левый для правши и правый для левши)

Mandrete: нисходящий прямой удар

Rebes: нисходящий обратный удар

Estocada: укол

Represa: полушаг, когда одна нога подходит к другой. Делается в два темпа

Reberencias: шаг, в котором нога идет вперед, а затем возвращается на исходную позицию.

 

Ландскнехт с большим мечом, гравюра первой половины XVI в.

Двуручный меч в реальности и фантастике | Основные стойки, удары и мулине | Защиты и комбинации | Античный двуручный меч - ромфея | Правила испанского двуручного меча | Цвайхендеры - зачем они все-таки были нужны? | The Weighty Issue of Two-Handed Greatswords