|
||||||||||||
Крепость Даугавпилса оккупировали викинги |
||||||||||||
14 Июня 2007 11:36
В последнее время страшно стало читать газеты и смотреть телевизор. То и дело нам то скорый конец света предрекают, то непонятные мутанты угрожают плавной эволюции человечества. А то какой-нибудь полоумный ученый того и гляди отправит нас всех путешествовать в четвертом измерении или во времени... Расположившиеся у старинных скандинавских шатров в Крепости викинги в минувшее воскресенье, к счастью, не стали ни плодом воображения пережарившихся на солнце горожан, ни результатом сомнительных научных экспериментов. Просто в Днях города приняли участие витебский клуб исторической реконструкции «Нагльфар» и даугавпилсский клуб «Рубеж». Конец света отменяется Древние скандинавы верили, что перед концом света из царства мертвых приплывет корабль «Нагльфар», сделанный из ногтей мертвецов. Приплывут на нем силы зла - мертвецы, управляемые отцом хтонических чудовищ Локи (или великаном Хрюмом) и вызовут на последний бой богов. Чтобы корабль никогда не смог быть создан, скандинавы остригали у покойников ногти и сжигали их. Молодые люди из Витебска ногти у мертвецов не стригут и не сжигают. С концом света прибытие «Нагльфара» в Даугавпилс тоже никак не связано. Зато эти ребята очень интересуются историей и бытом скандинавов эпохи викингов (9-12 веков). А название выбрали просто потому, что оно им показалось оригинальным и поэтичным. - Информацию ищем в музеях, на раскопках, - рассказал участник клуба Стас Силков. - Собираем сведения, анализируем их, а потом воссоздаем предметы. В принципе, занимаемся всем: от бытовых вещей (кружки, ложки) и одежды до оружия, доспехов и жилых конструкций. Смотрелись викинги и девушки в старинных костюмах очень зрелищно и живописно, особенно в показательных выступлениях: девичьи танцы сменялись кровопролитными битвами и оплакиванием погибших. Правда, многие зрители жаловались, что бои оказались весьма непродолжительными. Однако, рассмотрев поближе и потрогав облачение воинов (особенно железную кольчугу) и оружие (внушительные топорики причудливых форм), поняли, что и такой скоротечный бой - подвиг в прямом смысле слова. Тем более, что все это (и рубашки, и штаны, и обувь, и оружие) участники клуба мастерят сами, без помощи профессиональных швей, кузнецов и столяров. Кстати, «вигвамы» (точнее, «саксонские палатки»), в которые витебские «викинги» прятались от солнца, тоже оказались сделанными своими руками. - По возможности мы стараемся соблюдать технологию изготовления предметов: вся одежда у нас домотканная, обувь - кожаная и тоже вручную сшитая. Кстати, жаль, что такую обувь и платья сейчас не носят - они легкие и пропускают воздух. Вначале у нас сложилась очень интересная ситуация: в основном, в клубе были парни, поэтому им пришлось научиться выполнять такую, казалось бы, женскую работу, как шитье и вышивание. У языческих племен узоры на одежде играли важную роль, и нам приходилось соблюдать историческую достоверность, вышивая крестики и крючочки на рубашках. Кольчуги тоже делаем сами: накручиваем проволоку. Работа кропотливая, поэтому трудно сказать, где кончается хобби и начинается жизнь - большую часть времени проводим в клубе. Кстати, единственное отличие предметов, созданных в клубе, от старинных музейных экспонатов в том, что они сделаны из современных материалов. А в остальном... Вот она - ожившая история. - История викингов непосредственно связана с Беларусью, особенно с Витебском, - пояснил Стас свой интерес именно к этой эпохе. - Город стоит на Двине, а это путь из варяг в греки. Викинги там и торговали, и воевали. На территории Беларуси много раскопок, связанных с историей викингов. Еще наш Витебск связан с легендой о княгине Ольге, основавшей город. А Ольга, как известно, была родом из варяжского племени. Связь культур обнаруживают и другие гости из Витебска. Вместе с «Нагльфар» на праздник Даугавпилса приехали кузнец и рукодельница, которая на глазах у зрителей ткала пояса: все они (и клуб «Нагльфар») занимаются в витебском Центре искусства и народных ремесел «Задвинье». Облаченная в костюм кривичанки мастерица Нина Бобрович рассказала: - Мы представляем традиционное искусство северной Беларуси, в древности населенной кривичами. Видите в моем костюме головной узор с кольцами? Это уникальные украшения, свойственные племени кривичей, - височные кольца. То, чем я сейчас занимаюсь, занимались до 19 века - старинная техника плетения на досочках. Забавы древних славян Рядом с витебчанами расположились древние славяне - даугавпилчане из местного клуба «Рубеж». Его участники, в основном, - школьники и студенты. О деятельности клуба рассказал Андрей Григорьев (председатель правления клуба). На празднике города он был в образе зажиточного купца, в реальной жизни - преподаватель компьютерных наук в РТУ. - Мы воссоздаем Русь 9-13 веков. Это довольно широкий диапазон для деятельности - эпоха богатая и интересная, хотя известно о ней очень мало. Почему именно варяжская Русь? Во-первых, она нам просто нравится. Ну и, наконец, наша местная, даугавпилсская история связана со скандинавами и с Русью того периода. Нам интересно именно в таком ключе изучать историю, в том числе и нашу собственную. Ребята тоже занимаются моделированием предметов материальной культуры. Информации мало, но на помощь приходит интернет и общение с единомышленниками, работа с литературой. - Обычно костюм шьется около двух недель. Рубаха с золотым шитьем, шаровары, обмотки (старинный эквивалент носков), кожаная обувь, кафтан, - рассказывает Андрей. - Но этому предшествует долгое время поисков, ведь каждый узор должен иметь свою символику. Все шьется своими руками - как в старину. Однако, в отличие от витебчан, даугавпилчане не могут похвастаться домотканными тканями - поэтому и называются клубом исторического моделирования (а не реконструкции). Зато одновременно занимаются и ролевыми играми, участвуют в слетах ролевиков и фестивалях. В ближайших планах - организация большой Балтийской ролевой игры. В будущем планируют заняться моделированием средневекового боя и старинных танцев. А пока танцевать не научились, решили побаловать себя и зрителей традиционной мужской забавой - переталкиванием бревна. Правда, настоящих русских богатырей оказалось маловато, зато желающих пострелять в мишень из арбалета и лука - предостаточно. Не забыли и про детвору, которая с упоением раскрашивала щиты и с неменьшей радостью несла их домой - в память о замечательном празднике. Архив новостей |