Вернуться на Главную Карта сайта Написать письмо
 
   

ВИМАИВиВС (Артиллерийский музей) - Оружие Западной Европы XV-XVII вв

   
   

 

Ещё один музей и ещё одна виртуальная экскурсия. Точнее говоря, виртуальная она только для меня и для наших читателей, а вот для комрада von_herrmana, предоставившего фотографии из музея, это была самая что ни на есть реальность. Весьма интересная, полезная и насыщенная впечатлениями реальность, плодами которой мы сейчас и воспользуемся.

Как вы уже догадались, в основу нашей виртуальной экскурсии положены фотографии музейных экспонатов, сделанные комрадом von_herrman`ом, а также, для полноты картины, использовались фотографий из других источников, которые мне удалось нарыть в инете.

А рассказывать об этих экспонатах мне поможет замечательный двухтомник авторов С.В. Ефимова и С.С. Рымши, который так и называется «Оружие Западной Европы XV-XVII вв.» (Издательство «Атлант», 2009, ISBN 978-5-98655-022-0).

Авторы - Сергей Владимирович Ефимов - кандидат исторических наук, заместитель начальника Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург) по научно-просветительской и выставочной работе, Сергей Станиславович Рымша - коллекционер, специалист по истории защитного вооружения и холодного оружия, член Клуба друзей Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург). Книга посвящена истории оружия, его применения и изготовления в Западной Европе в XV - XVII вв - от позднего Средневековья до раннего Нового времени. Источниковой базой издания послужило богатейшее собрание оружия и доспехов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург). Во второй книге рассказывается об арбалетах, артиллерии, ручном огнестрельном, комбинированном и охотничьем оружии. Большинство предметов, представленных в книге, публикуются впервые.

Теперь пара слов о музее, в который мы сейчас собираемся проникнуть.

Как вы наверное уже поняли, это питерский Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Если сократить название по первым буквам, то получится та самая загадочная аббревиатура из названия этого обзора - ВИМАИВиВС. В народе музей зовут по старой памяти просто «Артиллерийский».

Историческая справка:

Днем рождения Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи считается 29 августа 1703 г., когда на территории Петропавловской крепости по личному указанию Петра I был построен специальный Цейхгауз для хранения старинных артиллерийских орудий. Вначале это было небольшое деревянное здание, затем - кирпичное. Туда доставлялись на хранение «для памяти на вечную славу» отечественные и трофейные артиллерийские орудия, представляющие историческую ценность.

Открытию Цейхгауза предшествовал сбор во всей Российской империи ценных экспонатов - «достопамятных» и «курьезных» орудий.

Собрание сначала именовалось «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления», затем - Артиллерийским музеем (АМ), а с 1903 г. - Артиллерийским историческим музеем (АИМ). В советское время Артиллерийский исторический музей принял фонды Центрального исторического военно-инженерного музея (1963 г.). В 1965 г. в состав Артиллерийского исторического музея вошел Военный музей связи. С тех пор музей стал именоваться Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС).

В настоящее время ВИМАИВиВС - один из самых крупных военно-исторических музеев мира, обладающий обширными коллекциями артиллерийских орудий и боеприпасов, стрелкового и холодного оружия, военно-инженерной техники, средств военной связи, боевых знамен, военной формы одежды, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков, а также архивными документами, свидетельствующими об истории развития артиллерии русской армии, ратных подвигах защитников Отечества. Впечатляют живописная, графическая и скульптурная коллекции музея. Среди экспонатов художественные произведения, отражающие героическое прошлое России, портреты императоров, великих князей, прославленных полководцев, отличившихся солдат и офицеров. Залы музея украшают картины известных русских художников-баталистов Б. Виллевальде, Н. Дмитриева-Оренбургского, А. Шарлеманя, А. Сафонова, П. Ковалевского, Ф. Рубо, А. Попова, Н. Самокиша, М. Грекова.

Картина Н. Дмитриева-Оренбургского «Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года».

Более подробную информацию можно получить на сайте музея

 

Итак, вперёд, нас ждёт выставка «Оружие Западной Европы XV-XVII вв», или, как её ещё называют, «Рыцарский зал».

Историческая справка:

Экспозиция построена исключительно на предметах происходящих из фондов музея. Собрание западноевропейского оружия музея начало формироваться еще в XVIII в., когда в Достопамятном зале (1756 г.) - предшественнике Артиллерийского музея - была создана «рыцарская комната». В ней хранились латы тевтонских рыцарей (некоторые из них использовались в качестве доспехов «печальных» рыцарей при погребении императрицы Елизаветы Петровны), средневековые кольчуги, кирасы, шишаки, английские флаги времен Елизаветы I и Якова I. Это собрание пополнялось и в XIX в., а в 1920-1930-е гг. музею были переданы конфискованные предметы западноевропейского оружия из частных собраний.

В настоящее время Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи обладает одним из крупнейших в России собраний оружия стран Западной Европы XV-XVII веков. Оно сопоставимо лишь с коллекциями Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля и Государственного исторического музея.

 

Начнём нашу экскурсию с осмотра клинкового оружия. Ибо, ничто так не волнует мужское сердце, как добрый клинок...

Два меча слева датируются XIV веком. Тот, что без крестовины, которая утеряна, имеет немецкое происхождение. Общая длина - 73см. Длина рукояти - 17см. Ширина клинка - 5см.

Как мы видим, форма меча не сильно изменилась со времён Карла Великого.

На рукояти, а точнее на хвостовике клинка заметно клеймо.

Известно, что немецкие оружейники весьма активно экспортировали свою продукцию, славящуюся отменным качеством. Поэтому, зачастую они не делали весь меч целиком, а ограничивались исключительно производством клинков, не отвлекаясь на изготовление рукояти и навершия, оставляя окончательную отделку и оформление другим мастерам. К тому же, клинки без крестовин проще транспортировать, а рукоять лучше и дешевле сделать по вкусу заказчика, непосредственно на месте реализации. Предполагая какие-то работы по доводке клинка, изготовитель ставил клеймо не на самом клинке, а на хвостовике.

Соседний меч, скорее всего, также имеет немецкое происхождение. Общая длина - 98,4см. Длина рукояти - 25,1см. Ширина клинка - 5,2см.

Дальше идёт кинжал рондель, или шайбендольх (кинжал с шайбами), XV век.

Получил своё название благодаря двум дискам, укреплённым с обеих сторон рукояти. Эти диски надёжно фиксировали ладонь в латной перчатке, обхватившую рукоять, служа с одной стороны упором, чтобы рука не соскальзывала при сильных колющих ударах, а с другой, являясь удобной опорой для второй руки. Уперев в диск на навершии ладонь второй руки, можно было нанести гораздо более мощный удар и проткнуть доспех противника. Клинок у подобных кинжалов часто делался гранёным. Что мы и наблюдаем у кинжала на витрине. Общая длина - 32,9см. Длина клинка - 23см. Ширина клинка - 1,4см.

Именно такие кинжалы и называли Misericordia (от фр. misericorde - милосердие, пощада), так как их использовали для «избавления» поверженных в бою рыцарей от физических и моральных мук.

Обратите внимание на фигуру с кинжалом в центре этой миниатюры из хроники Фруассара, изображающей момент битвы при Креси в 1346 году. Чувак явно пытается проявить «милосердие» к противнику, пока тот не очнулся. В руке у него рондель - мизерикордия.

Рукояти мечей часто украшали эмалью, финифтью и гравировкой, а также вставками из резной кости, полудрагоценными и даже драгоценными камнями.

Вот и следующий меч, датируемый XV-м веком, имеет рукоять украшенную четыремя костяными вставками. Общая длина меча - 94,4см. Длина рукояти - 25,5см. Ширина клинка - 4,4см.

На каждой стороне рукояти находится по две вставки.

На нижних вставках изображены Святой Георгий, попирающий дракона и Святой Себастьян, как обычно голый и привязанный к дереву.

На верхних вставках присутствуют ребёнок в тунике со скипетром, изображающий младенца Христа, и Святая Варвара с потиром - чашей для причастия. Считалось, что Св. Варвара может дать причастие умирающему от «нечаянной смерти» и разрешить его грехи. Поэтому она везде изображалась с чашей для причастия. Её образ пользовался большой популярностью прежде всего у военных того времени, поскольку именно им частенько грозила внезапная смерть без причастия, а следовательно и аццкие муки за неисповеданные грехи.

Чтобы пытливые посетители могли рассмотреть обе стороны этой рукояти, напротив неё на витрине заботливо установлено зеркальце.

Дальше идёт меч тоже XV-го века. Общая длина меча - 91см. Длина рукояти - 16см. Ширина клинка - 5см.

Сообщается, что аналогичный меч, принадлежавший императору Фридриху III, хранится в музее Клюни. Кто будет во Франции, может заглянуть и проверить. А для тех, кто не будет, вот фото оттуда, из Клюни, с выставки «L'Epee. Usages, mythes et symboles»

Последний, крайний справа, меч на этой витрине тоже весьма примечателен. Немецкий клинок XVI века, общая длина меча - 95см. Длина рукояти - 18см. Ширина клинка - 4,5см. Вероятнее всего он принадлежал кому-то из рода Гогенцоллернов. На навершии рукояти выгравирован герб этого рода. На клинке сохранились надписи, с одной стороны «AMIKI ET HONORE»(лат. «Друзья и честь»), с другой «PRO FIDE PATRIA» (лат. «За веру отечества»).

Теперь сделаем два шага назад от витрины и посмотрим, что там положили сверху и снизу.

А положили там практически тоже, что было в руках у Рамона Меркадера, когда он замочил Троцкого. Только у него был современный вариант этого орудия, который называется ледоруб. А у нас на витрине - боевые молоты и клевец. От правильного удара такого вот девайса моментальный кирдык мог наступить не только Троцкому, но и закованному в броню по самое небалуй рыцарю. Ну, а если случалась промашка, и пробить доспех остриём не удавалось, можно было от души настучать по противнику тупым бойком молота, в результате чего пластины доспеха деформировались и начинали сковывать движение, а тушка, находящяяся внутри, получала нехилую контузию.

Итак, внизу, под мечами, лежит замечательный образчик боевого молота. Общая длина - 85,5см. Длина клюва - 15,2см. Этот молот снабжён острым гранёным шипом, позволяющим наносить ещё и колющие удары.

Над мечами расположены клевец с тремя «клювами» и ещё один боевой молот.

Общая длина клевца - 94,2см. Длина «клювов» - 16см, 10,8см и 8,2см.

Общая длина молота - 74см. Длина клюва - 14см.

Судя по размерам, все три девайса - пехотные образцы. Кавалерийские молоты были покороче, обычно не более 60см.

Тут следует отметить, что эти простые, но весьма эффективные девайсы пользовались большой и заслуженной популярностью у средневековых вояк. Причём свидетельства их эффективности, в виде доспехов с характерными следами воздействия, имеются во множестве в разных музеях и арсеналах. При раскопках на полях средневековых сражений часто обнаруживают черепа с повреждениями, нанесёнными именно боевыми молотами - отверстия правильной формы с ровными краями.

Этот череп был найден по следам битвы при Тоутоне 29 марта 1461 года, одной из самых кровопролитных в войнах Алой и Белой Розы, когда победившие йоркисты добивали драпающих ланкастерцев ударами боевых молотов.

Возможно, что чуть позже, в 1485 году, в своём последнем бою при Босуорте, король Ричард III также отбивался от наседавших на него врагов боевым молотом.

Ну, уж коли мы отвлеклись на Ричарда III, позволю себе сказать пару слов о нём. Эмблемой его был белый вепрь

Вспомните, каким уродом описывает его Шекспир: злобный горбун, интриган, снедаемый жаждой власти, беспринципный соблазнитель, убийца и тиран, короче - полный отморозок и фу таким быть. Так вот, Шекспир врал. Врал по-чёрному. Как Свонидза. Конечно же не корысти ради, а токмо выполняя политический заказ правящей династии Тюдоров, права которых на английскую корону были весьма и весьма спорными. Сегодня это называется «черный пиар». Кстати, Ричарда обвиняли также и в убийстве детей. Правда всего двух, и совсем не младенцев, но все равно, ощущение дежавю имеется. «Жестокий тиран, злобный урод, детоубийца» - как это похоже на современные заклинания и срывания покровов либерастов-солженоидов, когда они завывают о нашей далёкой и недалёкой истории.

А теперь представьте себе невысокого, стройного молодого человека, приятной наружности, без горба за спиной, обаятельного, храброго и благородного. Вот таким и был Ричард III, по крайней мере по воспоминаниям современников.

«...Ричард был самым красивым мужчиной из всех присутствующих, за исключением его брата Эдуарда, и был великолепно сложен...» - писала о Ричарде Глостере графиня Десмонд.

«... Он был на три пальца (7см) выше меня, но много стройнее. У него были изящные руки и ноги, а также большое сердце ...» - писал о Ричарде III в своём дневнике Николас фон Поппелау, в 1484 году.

«...никогда раньше природа не вкладывала такой дух и такую силу в такое хрупкое тело...» - Арчибальд Уайтлоу, архидиакон Лотиана.

Прекрасный воин, один из самых сильных бойцов Англии, великолепный тактик и военачальник. Имел замечательный девиз - «Верность делает меня стойким».

«Такова была его известность в военных действиях, что, когда все самые трудные и самые опасные политические меры должны были быть предприняты, дело передавалось ему, на его усмотрение и его полководцам». - писал о Ричарде Глостере историограф Доминико Манчини в 1483г.

Безусловно, не стоит думать, что он был ангел во плоти. Вовсе нет. Он был типичным продуктом своей эпохи. Но, он не был и монстром, в которого его превратила злая воля Тюдоров при помощи Шекспира и других ангажированных хронистов и писак того времени.

Его кратковременное правление было ознаменовано рядом реформ, многие из которых предвосхитили последующее законодательство Тюдоров. Даже противники Ричарда признавали, что он был хорошим законоведом, «много сделавшим для облегчения жизни людей».

«... и Король послал своих лордов в графства, из которых они явились, и наказал им управлять своими графствами так, чтобы их жители не терпели притеснений» - Великие хроники Лондона.

«Каждый суд должен объявить, что если кто-то придет и пожалуется на какого-нибудь бейлифа, тот должен быть допрошен и наказан согласно закону Короля и справедливости» - Ричард III в письме к коннетаблю Мармадьюку против притеснений и вымогательств.

«Суды обязаны выслушивать жалобы и принимать прошения бедных» - Ричард III в законах о судебных жалобах.

Будучи воином, Ричард никогда не проявлял излишней жестокости по отношению к побеждённым врагам, был прямолинеен, не слишком искушён в интригах и недостаточно критичен к соратникам, часто выбирая себе советников и союзников по их боевым качествам, забывая при этом о реальных мотивах, приведших людей под его знамёна. Увы, прозрение пришло к нему слишком поздно, на ратном поле Босуорта, когда вероятная победа, из-за предательства, обернулась жестоким поражением. Но даже в тот роковой момент он отказался покидать поле боя.

«Бог запрещает мне бросить своих. Сегодня я или одержу победу, или умру королём Англии!»

Желая преломить ход сражения, Ричард III, во главе отряда из примерно 800 бойцов, атаковал врага. Эту атаку иногда называют «лебединой песней средневековой английской кавалерии».

«... и подняв свой щит он начал яростно сражаться, вселяя храбрость в сердца тех, кто был ему верен, и своим собственным усилием он поддерживал битву долгое время» - писал посол Кастилии Диего де Валера о последней битве короля.

Но, несмотря на все чудеса отчаянной храбрости и отваги, проявленные как лично Ричардом, так и его людьми, пробиться к Генри Тюдору ему не удалось. В конце концов, его оттеснили к какому-то болотцу, где он потерял завязнувшую в трясине лошадь. После чего, спешенный Ричард III был убит подоспевшими валлийскими алебардистами.

На месте сражения при Босуорте до сих пор находят серебрянных кабанчиков - это значки, которые носили рыцари Ричарда III.

В Лейстере, где некогда проезжал король Ричард III, направляясь на свою последнюю битву, и где потом было вывешено напоказ его тело, стоит памятник - рыцарь в измятых доспехах с мечом в руке пытается удержать ускользающую от него корону...

Продолжим нашу экскурсию и перейдём теперь к другой витрине.

Первый меч из представленных связан с важным событием европейской истории середины XVI в. - отречением от престола императора Карла V Габсбурга. Клинок этого меча украшен королевским гербом Испании и изображением двух бородатых мужчин в коронах, смотрящих друг на друга. Не-не, они не из этих. Это вообще-то братья - Карл и Фердинанд Габсбурги.

Портреты обрамляет круговая надпись «IMPERATORIS ROMANOR GRASSUSUS NOVUS», что значит «Император Римский Величайший Новый».

Дело в том, что Карл V Габсбург (вот он на картинке, держит заготовленный для врагов черенок от лопаты),

устав строить «объединённую Европу», решил закончить свои дни в тишине и покое, и уйти в монастырь.

Но, это было не так-то просто. Сначала надо было сдать все дела, коих накопилось немало!

На пике своего могущества он правил Испанией, Италией, Германией, Австрией и Нидерландами, отчеренковал турецких пиратов, французов и Шмалькальденскую лигу протестантов. Однако французы скоро очухались, протестанты снова оборзели, а здоровья, чтобы показать им всем козью морду, уже не было. Поэтому Карл V отдал бразды правления Испанией, Италией и Нидерландами сынку Филиппу II, а титул Императора Священной Римской империи со всеми германскими проблемами решил передать своему младшему брату Фердинанду I. Однако передача императорства затянулась на несколько лет, поскольку для этого необходимо было созвать съезд курфюрстов, которым, понятное дело, никуда из родных пенат ехать нехотелось, а некоторые из них вообще были протестантами. Короче, только в 1558 году Карлу V удалось таки спихнуть титул императора Священной Римской империи.

Вероятнее всего, этот меч был своеобразным памятным оружием, изготовленным по случаю сего радостного события.

Общая длина - 89,3см. Длина рукояти - 21см. Ширина клинка - 5,1см.

Следующий меч имеет на клинке характерное клеймо в виде штрихового изображения бегущего волка. Это и есть прославленный средневековый знак качества - так называемый «пассаусский волк» или просто «волчок».

Клинки мастеров из Пассау настолько ценились у покупателей, что многие просто отказывались покупать меч без этого знака, поэтому другие оружейники, чтобы не разориться, вынуждены были подделывать этот знак или ставить его рядом со своим клеймом, указывая таким образом на высокое качество. Одними из первых начали подделывать волчка в Золингене.

Вот что пишет про это гадство известный специалист по европейскому холодному оружию и клеймам А.Н. Кулинский:

Популярность пассауских клинков была столь высока, что даже через несколько столетий после перехода лидирующих позиций в производстве холодного оружия к Золингену, клеймо в виде бегущего волка ставилось на некоторых клинках золингенского производства (вплоть до XVII в.), а на Кавказе его имитировали и в XIX в. В 1464 г. городской совет Пассау даже обращался в Золинген с жалобой на использование клейма «бегущий волк» золингенскими мастерами, но особого успеха это обращение не имело.

Кроме волчка, на клинке имеется надпись на немецком языке «GOT GEB SEIM VOLCK SIEG» на одной стороне, и «TEGEN SEIM FIEG IM KRIG» на другой, что означает «Дай бог твоему народу победу, мечу твоему ловкости в бою».

Общая длина меча - 116,3см. Длина клинка - 90,4см. Ширина клинка - 5,5см.

Этот меч имеет более позднюю рукоять, крестовину и навершие, но интерес вызывает одна любопытная деталь. На хвостовике меча стоит клеймо - три головы короля. Вот такие примерно, как на картинке

 

Это клеймо принадлежало известному клинковому мастеру из Золингена Иоганну Вундесу младшему, работавшему между 1578 и 1650 г. (Собственно поэтому сей меч и датируется первой половиной XVII века.) Это клеймо сохранилось на притолоке его дома в Золингене, вместе с инициалами «I. W.» и девизом с двустишьем «Голова короля - мой герб, в котором мне столь много завидовали». Со временем мастерская Вундесов не выдержала конкуренции, и в 1774 г. наследники продали право на использование клейма за смешную сумму в четыре талера.

Следующий меч относят к церемониальным, поскольку его клинок богато украшен гравировкой с двух сторон. На одной стороне святой Георгий, попирающий дракона и святой Христофор, идущий по водам с мальчиком Иисусом на голове. На другой Дева Мария с младенцем и святая Варвара с чашей. К сожалению, при фотографировании через стекло гравировка практически не видна, но можно заметить, что рукоять этого меча также богато декорирована изображениями растительного орнамента и батальных рыцарских сцен.

Общая длина меча - 128см. Длина клинка - 97см. Ширина клинка - 4см. Очевидно, что этот меч выносился для церемоний остриём вверх, поскольку в таком положении гравированные фигуры святых правильно сориентированы в пространстве.

Четвёртый меч на этой витрине также несёт на своём клинке клеймо Иоганна Вундеса.

Общая длина меча - 112,8см. Длина клинка - 89,5см. Ширина клинка - 5,9см. Датируется 1610 г.

К сожалению, последний меч с этой витрины не попал в кадр, от него можно разглядеть только рукоять с весьма сложной гардой, которая видна на следующей фотографии. Там засняты три закрытых шлема, расположенные над мечами, которые мы только что рассматривали.

В центре, с рифлёной поверхностью - шлем в максимилиановском стиле из Германии, 1510-1525 гг. А справа и слева от него простые шлемы с гладкой поверхностью в готическом стиле, тоже немецкие, начала XVI века.

Что касаемо меча со сложной гардой, то его можно увидеть на фото из другого источника

А вот изображение его гарды из книги.

Вид с лицевой, стороны

И вид с другой стороны

Общая длина - 133см. Длина клинка - 104см. Ширина клинка - 4,9см. Германия, конец XVI - начало XVII века.

Такие мечи с развитой гардой и длинным мощным клинком в Германии называли Reitschwert (буквально «меч рейтара» или «меч всадника»). Они предназначались в основном для военного применения, поскольку их тяжёлый клинок прекрасно подходил как для рубки неодоспешенных частей тела противника, так и для мощных уколов в сочленения и щели доспехов (именно этот клинок часто называют в русскоязычных источниках «боевой шпагой»). Сложная гарда вовсе не дань моде и не «архитектурное излишество». Напротив, вся эта конструкция из дужек и колец служит только для одного - для защиты руки, держащей меч.

По классификации мэтра Окшотта такие мечи относятся к полуторным мечам.

Считается, что первыми начали усложнять рукоять меча испанцы в середине XV века. Им вдруг пришло в голову, что мечом можно не только рубить супостата, но и весьма успешно парировать его удары.

Что было очень удобно в жарком испанском климате, поскольку мало кому хотелось постоянно носить доспехи и испытывать все сопутствующие с этим неудобства в виде потницы, опрелостей и могучего амбрэ.

Дело в том, что раньше мечом в основном атаковали, а защищались отскоками/уклонами при помощи ловкости ног и других членов тела, либо принимая удары противника на щит или доспех.

Поэтому бравые доны быстренько начали осваивать искусство защиты при помощи меча, чтобы постоять за себя, даже если свои миланские доспехи пришлось отдать в химчистку после вчерашнего злоупотребления мальвазией или хересом. Понятно, что отразить нападение противника, парируя удары любого оружия клинком своего меча, можно лишь при условии точного и быстрого управления им. Для этого выносили указательный палец за перекрестие, помещая его на основании клинка, благо такой хват придумали ещё в XIV веке и тогда же, для защиты этого вынесенного вперёд пальца, стали добавлять к крестовине кольца и дужки, которые и явились первыми элементами будущей сложной гарды.

Историческая справка:

Тогда же, в конце XIV - начале XV в. начали появляться первые трактаты по фехтовальному искусству.

Комментарий von_herrmanа: Самый ранний из фехтбуков, дошедших до нас - относится к концу XIII века.

  • http://mreen.org/manuskript_XII-XIII/anonimnyy-fechtbuch-manuscript-i33.html
  • http://mreen.org/gallery/user/von_Folkung/409/

В Германии, Нидерландах и Англии большой популярностью пользовалась «Фехтовальная книга»(«Fechtbuch») Г. Талхоффера (Hans Talhoffer) 1443г. (23.3MB), созданная на основе учебника по фехтованию И.Лихтенауэра (Johannes Liechtenauer) 1386г.

В книге рассматривалось фехтование различным оружием, от копья и алебарды до молота, меча и кинжала. Значительная часть книги посвящена бою на «большом мече», при этом укол мечом рассматривался как основное средство поражения защищённого бронёй противника. Естественно, колющие удары рассматривались в сочетании с рубящими.

Постепенно укол клинком приобретал всё большее значение. И уже в учебнике А. Дюрера (Albrecht Durers Fechtbuch) 1512г. колющий удар начинает превалировать над рубящим.

Но не следует думать, что рубящие удары исчезают из фехтбухов. И французские мануалы (1533г.) и даже испанские на протяжении первой половины XVI века отдавали предпочтение именно рубящим ударам. В Италии тогда же господствовала школа фехтования, созданная Ахиллом Мароццо (Achille Marozzo), автором труда по фехтованию «Opera Nova», 1536г. И эта школа использовала как рубящую, так и колющую технику удара мечом.

И наконец, итальянец Камилло Агриппа в своём фехтовальном трактате 1553г. особое внимание уделяет нанесению укола и пишет о преимуществе уколов над рубящими ударами. В его работе впервые описан выпад - важное атакующее действие.

С повсеместным распространением колющей техники и развитием новых приёмов фехтования видоизменялось и оружие. Клинки становились тоньше и легче, активно наращивалась защита руки, тем более, что для лучшего управления мечом придумывались новые хваты рукояти, вплоть до того, что выносить за перекрестье стали, вдобавок к указательному, ещё и средний палец.

Испанские доны, овладев искусством фехтования и вооружившись мечами с развитой гардой, могли теперь разгуливать по своим аламедам не надевая доспехов. Поэтому за такими мечами закрепилось название «espadas roperas» - «мечи, носимые с платьем», т.е. с повседневной одеждой.

Рассмотрим для примера портрет испанского короля Филиппа II кисти Антониса Мора ван Дасхорста, 1557г. Филя тут, правда, не совсем в гражданском платье, наличествует роскошная кираса, но вооружён он, кроме любимого папиного черенка от лопаты, как раз тем самым «espada ropera» с весьма развитой гардой.

Собственно, от этого «espada» и произошёл термин «шпага». А термин «рапира» появился в начале XVI века, когда французы, вооружившись этими усовершенствованными мечами, сократили испанское название до «la rapiere».

Различие между рапирой и шпагой состоит только в клинке. В отечественном оружиеведении термин шпага принят для идентификации колющего оружия с прямым, плоским или трёхгранным клинком, способным наносить рубящие или секущие удары. Термин рапира используется для обозначения исключительно колющего оружия с тонким клинком четырёх- или шестигранного сечения.

Перейдём к следующей витрине, чтобы заценить музейные шпаги и рапиры.

Первой идёт шпага середины XVII века из Германии. Общая длина - 139,2см. Длина клинка - 115см. Ширина клинка - 2,6см. Масса 1550гр. Клинок прямой, двулезвийный, ромбического сечения. Гарда симметричная, образована длинной S-образной крестовиной, передней дужкой и кольцами с внешней и внутренней стороны. Таких колец могло быть разное количество, обычно три, пять, или, как в нашем случае, семь, что делает гарду практически сплошной. Под нижними кольцами к крестовине двумя винтами прикреплён симметричный щиток, украшенный прорезным орнаментом.

Дальше идёт типичная рапира с чашевидной гардой, Италия, середина XVII века. Общая длина - 113,7см. Длина клинка - 95,3см. Ширина клинка - 1,3см. Масса 990гр. Клинок имеет ромбическое, почти квадратное сечение и рассчитан исключительно на укол. Гарда состоит из очень длинной (29,7см) прямой крестовины, передней дужки и собственно чашки, украшенной прорезным, ажурным орнаментом.

Следующий экспонат - шпага, с гардой образованной тремя кольцами. Чтобы разглядеть её получше воспользуемся фотографией из стороннего источника. Там же хорошо видны и эфесы других экспонатов с этой витрины.

Два следующих экспоната типичные представители семейства «боевых шпаг», о которых уже говорилось, они же рейтшверты, т.е. по сути полуторные мечи с развитой гардой.

Первый из них (тот, что расположен пониже) из Германии, XVII век, имеет длину клинка 98см, длину рукояти 15см, ширину клинка 3,9см.

Второй, с более сложной гардой, предположительно из Вены, начало XVII века. Длина клинка - 90,5см. Длина рукояти - 17см. Ширина клинка - 3,8см.

Как мы видим и в XVII веке оружейники продолжали изготавливать мечи, правда уже со сложными гардами, чтобы их с успехом можно было использовать в качестве шпаг. При этом следует отметить, что ни одну настоящую шпагу невозможно было использовать в качестве меча. Тем не менее эти виды оружия очень похожи. По мнению мэтра Э.Окшотта, единственное различие между средней шпагой и средним по размеру мечом - это отчасти их внешний вид и то ощущение, которое они сообщают руке. Если владелец оружия чувствует, что может отрубить им, например, руку противника, значит, он держит в руке меч, а если этого ощущения нет - это шпага.

И последней в ряду стоит шпага из Германии, конца XVI - начала XVII в. Общая длина - 109,4см. Длина клинка - 91,7см. Ширина клинка - 2,7см.

Внизу, под шпагами, расположены даги - леворучные кинжалы, которыми обычно работали в паре с рапирой или шпагой. О них я уже рассказывал в обзоре «Дин Кэстл, часть3».

Справа лежит испанская дага с ажурной гардой в виде щитка, ножнами и чёрным витым шнуром с кистью, для подвешивания к поясу, 1650-1660 гг. Длина клинка - 32,5см. Длина рукояти - 14,3см. Ширина клинка (в широкой части) - 4,4см.

Вот она же на фото из книги вместе с другой испанской дагой.

Леворучный кинжал, лежащий слева, тоже испанская дага середины XVII в. Длина клинка - 45см. Длина рукояти - 10см. Ширина клинка - 1,5см.

В центре расположен южнонемецкий или итальянский кинжал XVII в. с ажурной гардой в виде небольшого щитка.

Ниже показаны обе даги на картинке из книжки крупным планом.

Леворучный кинжал или дага предназначался для парирования оружия противника на большой дистанции и коротких ударов на ближней.

Пьер де Бурдейль, барон де Брантом, в своих мемуарах описывал поединок Келюса, Шомберга и Можирона - миньонов (любимчиков) французского короля Генриха III, против Антраге, Ливаро и Риберака 27 апреля 1578 года. Там он, в частности, говорил о Келюсе, который после поединка умер от полученных ран: «Он очень жаловался на Антраге, который был вооружён и шпагой и дагой, тогда как у него была только одна шпага, так что его левая рука, которой он иногда отводил в сторону оружие противника, была вся изрезана.» Когда они становились в позицию, Келюс сказал Антраге: «У тебя дага, а у меня её нет.» На это Антраге ему ответил так: «Промахнулся же ты, любезный, что оставил свою дагу дома, мы здесь собрались не для фехтования, а для того, чтобы сражаться насмерть.»

Итог этой дуэли был закономерен. Антраге отделался царапиной на руке. Келюс получил в общей сложности 19 ударов и через месяц скончался. Погибли и другие миньоны Генриха III - Можирон и Шомберг. Король был неутешен, потеряв своих любимцев. Он приказал воздвигнуть над их могилой великолепный памятник. В обиходе у придворных острословов сразу появилось выражение tailler en marbre - «изрубить в мрамор».

Продолжение следует...

 

Mik Michel