|
||||||||||||
Дин Кэстл, или шотландский ответ Арсеналу в Лидсе |
||||||||||||
Однако, полезное это занятие, рыться в старых закладках. Можно найти много чего интересного. Так вот и нашел эту ссылку на коллекцию 8-го Лорда Говарда де Уолдена, весьма подходящую для очередного виртуального посещения. Что ж, устраивайтесь поудобнее, начинаем нашу экскурсию с шотландским акцентом... Сия коллекция оружия и доспехов хранится в башнях замка Дин (Dean Castle) родового поместья клана Бойд, что находится в городке под названием Килмарнок (Kilmarnock), в области Восточный Эйршир (East Ayrshire) на юге Шотландии. Вот так выглядела Главная башня Дин Кэстл в 1930 году, после реставрации. А так она выглядит в наши дни. Основатель коллекции, 8-й Лорд Говард де Уолден был достаточно богатым и неленивым человеком, что позволило ему развить в себе многие таланты. Он живо интересовался вопросами литературы, писал книги и пьесы, которые издавал зачастую на свои собственные деньги. Он проявлял также большой интерес к музыке и искусству и поддерживал многих исполнителей и художников. В числе других занятий лорда упомянем скачки, в которых он принимал участие, как владелец и заводчик лошадей, и фехтование, которым он занимался на международном уровне и даже состоял в резерве олимпийской команды 1908 года. Не удивительно, что этот многогранный человек собрал одну из лучших в Шотландии коллекций оружия и доспехов, которую мы сейчас и будем разглядывать, но сначала отдадим должное 8-му Лорду Говарду де Уолдену и посмотрим на него самого и на некоторые его вещички, которые нынче тоже входят в коллекцию. Вот сам лорд. Это шляпа, когда-то принадлежавшая 8-му Лорду Говарду де Уолдену. Изготовлена «Линкольн, Bennett & Co». Чемодан для путешествий сына 8-го Лорда Говарда де Уолдена (типа 9-го Лорда Говарда де Уолдена). Сделан из кожи крокодила (alligator skin), приборы серебрянные с монограммой лорда. Очень такая, как сейчас модно говорить, винтажная вещь. Книжный знак (экслибрис) 8-го Лорда Говарда де Уолдена. Лорд Говард де Уолден автор нескольких книг об оружии, доспехах и геральдике. На его экслибрисе изображен один из предков, на коне, в полном вооружении, под гербом семьи Эллис (the coat of arms of the Ellis family). В 1917 году Эвелин Томас Эллис, 8-й Лорд Говард де Уолден решил изменить свою фамилию на Скотт-Эллис, а также изменить свой герб, чтобы показать, что он унаследовал недвижимость в Килмарноке от Генриетты Скотт. Новый герб объединил фамильные гербы семей Эллис (черный крест с 5-ю полумесяцами) и Скотт из Бэлкоми (Scott of Balcomie). Ну вот, а теперь пора перейти к осмотру коллекции оружия и доспехов, которая, повторюсь, считается одной из лучших в Шотландии. Здесь, конечно же, нет такого космополитического безграничья экспонатов, как в Королевском Арсенале в Лидсе, хотя кое-какие восточные артефакты имеются, но в основном представлены европейские экспонаты, как подлинники, так и реплики. Многие из них непосредственные свидетели и участники Шотландской истории, упорной, кровавой борьбы за независимость, гражданских войн и прочих событий, память о которых жива в каждом настоящем шотландце. Здесь мы поглядим на каменный бюст Уильяма Уоллеса, которого сыграл и прославил в фильме «Храброе сердце» Мел Гибсон (сразу скажу - нифига не похож), а в соседнем Dumfries Museum & Camera Obscura, так сказать в порядке сохранения исторической справедливости, мы посмотрим на слепок черепа Роберта Брюса, которого в том же фильме, на мой взгляд, незаслуженно ославили. Для начала хотел бы заметить, что картинки многих длинномерных экспонатов (мечи и т.п.) в основном выполнены в объеме гарды и части клинка, что есть не очень здорово, поскольку общий вид предмета остается за кадром. Сделано-ли это из-за какого-то особого шотландского жлобства, или по каким-либо другим причинам, не знаю, но постараюсь восполнить этот пробел по мере возможности картинками из других источников. Начнем нашу экскурсию с осмотра доспехов, а точнее полудоспехов (это доспехи лишенные полной защиты рук и ног). Полудоспех из Южной Германии 1560 г. Стальная кираса и тассеты (защита бедер) украшены искусно вытравленными узорами. На верхней части кирасы изображены батальные сценки, на груди с одной стороны распятие, с другой - коленопреклоненный рыцарь. Чуть ниже, почти у самого центра кирасы, заметна глубокая вмятина, вероятнее всего это след от мушкетной пули. Кстати не факт, что вмятина получена в бою. Дело в том, что в те времена панцири часто проверяли на устойчивость к огнестрелу. Как? Да очень просто. Вешали на шест и с определенного расстояния стреляли в него из мушкета или аркебузы. Панцири, получившие пробоину, браковались, а панцири с вмятиной от выстрела считались прошедшими «экспертизу» и забирались довольным заказчиком. Так что вмятина на нашем панцире может быть такой же экспертной меткой, подтверждающей прочностные характеристики изделия. Этот немецкий полудоспех вполне типичен для своего времени и, возможно, такие же доспехи носили сторонники Марии Стюарт и их противники в битве при Лангсайде (Battle of Langside) в 1568 г. Вот картина, посвященная этой битве, называется «Мария Стюарт и умирающий Дуглас». Ну, как вы уже наверное поняли, эту битву Мария Стюарт проиграла. А эти свинцовые горошины (D 16 мм) и есть те самые мушкетные пули, которые дырявили слишком тонкие панцири вместе с содержимым. Эти пули, найденные у подножия Дин Кэстл, относят к XVII веку, ко времени Гражданской войны 1644-1647 гг. Если сравнивать этот полудоспех с доспехами, представленными при осмотре Королевского Арсенала в Лидсе, в глаза бросается огромная разница. Но не будем забывать, что в Лидсе мы разглядывали турнирные доспехи, а здесь доспех боевой.
Таким образом, происходит постепенное исчезновение доспехов, имевших утилитарное боевое назначение, одновременно с пышным цветением декоративных форм, особенно в парадных и, конечно же, турнирных доспехах. К концу XVI века доспехи все чаще использовали в качестве «парадного одеяния» и все реже, как «полевые латы». Ландскнехты, знаменитая пехота XVI века, имела полудоспехи, у которых тело прикрывалось самое большее до середины икр. Открытый шлем скоро сменился на морион. Начиная со второй половины XVI века доспехи у пехоты сделались еще меньше, и, наконец, только у пикинеров остались нагрудники и наспинники с подолами, и шлем типа шишака или тот же морион. У мушкетеров исчезли все доспехи, кроме шлема, который, в конце концов, был заменен на широкополую шляпу. В тяжелой кавалерии скоро пропали поножи и прикрытия ног, доспехи доходили до колен, ожерелье также упростилось. Так возникли доспехи, называемые рысцовыми латами. Их шлем, в первую половину XVI века еще закрытый (так называемый бургиньот, бургундский шлем), со второй половины XVI века был заменен открытым шлемом с подвижным предличником и затыльником, который затем, в XVII веке, постепенно превратился в известный Lobstertail Helmet («горшок с рачим хвостом»), или же в подобный шлем с восточным влиянием - Zischagge (шишак). В легкой кавалерии около 1600 года исчезли также нагрудник и наспинник, шлем здесь носили с кожаным колетом. Вот такие дела. В общем-то прослеживалась одна простая закономерность: чем лучше становился огнестрел, тем меньше становилось желающих таскать на себе «куски железа». Правда встречались отдельные упертые личности вроде Морица Саксонского или сэра Джона Смита, которые не без оснований утверждали, что большую часть ран солдаты получают от меча, копья или пули на излете, и что от всех этих напастей могут защитить лишь доспехи. «... облачившись в слабую, не для воина, броню, благородный и достойный джентльмен Филипп Сидни распростился с жизнью, не надев набедренников... если бы он в тот день надел набедренники, пуля не перебила бы ему бедро, потому, что ее ударная сила была бы погашена», - сокрушался сэр Джон Смит в своем трактате «Некоторые рассуждения по поводу формы и содержания различных типов оружия», изданном в 1590 г. Но голоса этих «доспешных энтузиастов», фигурально выражаясь, были задавлены неподъемным весом противопульных доспехов и потонули в грохоте мушкетных залпов (а сэр Джон Смит вообще, за критику военной политики Англии угодил в Тауэр). Так что, можно с полной уверенностью сказать, что с последней четверти XVI века только самые консервативные воины надевали на поле боя полный комплект лат. Большинство же шло в ногу со временем и предпочитало полудоспехи, которые мы и продолжим разглядывать. Итальянский полудоспех, XVI век. Судя по степени разукрашенности, это был парадный пехотный доспех, который также мог использоваться на турнирах, в пеших поединках через барьер. Для турниров, вместо открытого мориона надевался закрытый шлем. Полудоспех состоит из открытого шлема, кирасы (нагрудник + наспинник), тассет и полной защиты рук. Ожерелье и рукавицы утеряны. На кирасе чуть ниже шеи вытравлен «замок», вероятно, это клеймо миланского оружейника. Такой открытый шлем в Англии называли «испанский морион». В самой же Испании этот шлем звался «кабассет» (Cabasset). Отличительной чертой его была заостренная форма основной части шлема, напоминавшая скорлупу миндального ореха, обычно заканчивающаяся небольшим закругленным стебельком наверху. У нас есть возможность рассмотреть кабассет поподробнее, поскольку в коллекции имеется замечательный образец этого шлема. Кабассет, датирован около 1550 года. Изготовлен в Германии. Выполнен из стали и декорирован тонким травленым рисунком. Одна сторона украшена изображением Адама и Евы, обступивших в задумчивости древо со Змием, а другая с изображением молящегося рыцаря. Еще один полудоспех, из Северной Италии последней четверти XVI века. Этот полудоспех состоит из закрытого шлема, ожерелья, панциря, и полной защиты рук от наплечников до л атны х рукавиц. Все части декорированы травленым узором. Панцирь украшен чередующимися косыми полосами, сходящимися в нижней точке. Такого рода декор был впервые отмечен в Германии в 1540-е годы. Позже он стал довольно часто встречаться в Италии. Очевидно, такие полосы - это все что осталось от максимилиановского стиля в доспехах. Очень любопытна форма панциря. Он имеет нависающий спереди бугор, который в 80-х гг. XVI века иногда протягивался до самого паха.
Смотрим дальше. Венгерский полудоспех 1640 - 1660 гг. Доспех выполнен из вороненой стали. Состоит из открытого шлема - шишака (zischagge) с подвижной защитой носа, так называемым наносником - узкой вертикальной стальной полоской, проходившей через прорезь в козырьке шлема и крепившуюся к скобе над козырьком гайкой-барашком, и кирасы с воротником, наплечниками и короткими тассетами, прикрепленными к кирасе тоже гайками-барашками. Завершают доспех длинные латные рукавицы, закрывающие руки до локтя. Обратите внимание, грудная пластина кирасы состоит из нескольких частей. Такой тип доспеха носили венгерские гусары во время войн с турками в XVII веке. Шлем - фактически копия турецких шлемов того времени. Отсутствие бронирования ног уменьшает вес всадника и тем самым увеличивает подвижность лошади. Рассмотрим еще один венгерский открытый шлем XVII века, аналог шишака, который так и называется «шлем всадника» (тот самый Lobstertail Helmet). А теперь из XVII века вернемся в XI век. Меч начала XI века, в коллекции проходит под названием «Меч викингов». Размеры: длина 876 мм, длина клинка 724 мм, ширина клинка 64 мм, вес 1.39 кг Этот меч выполнен в стиле, характерном для мечей поздневикингской эпохи, с широким, плоским лезвием, которое слегка сужается к закругленному концу. Рукоять меча инкрустирована золотом и серебром следующим образом: тонкие листы золота, серебра, меди, латуни или оловянную фольгу с помощью молотка набивали на железную поверхность детали, покрытую сетью зарубок соответствующей формы; более мягкий листовой металл вбивался в эти зарубки и надежно удерживался там. Навершие и перекрестие меча украшены гравированным узором. Мечи, как и топоры, были основным оружием скандинавов, которые давали им весьма красочные названия: Пламя Одина, Лед Сражения, Змея Раны, Пес Шлема, Поджигатель Крови, Кормилец Ворона, Змей Боевого Полотна (т.е. кольчуги) и т.п.
Пояс из Польши, начало XVII века. Размеры: Длина 1190 мм Cостоит из позолоченных латунных бляшек, прикрепленных к кожанному основанию пояса. Всего двадцать одна бляшка с вогнутыми сторонами в виде буквы «I» и еще две, уполовиненные по вертикали. В проемы, образованные вогнутыми сторонами, вставлены двадцать две овальные бляшки. На I-образных бляшках выгравированы две пары стилизованных листьев аканта, а на овальных - цветочки. Массивная ременная пряжка выполнена в виде усеченной пирамиды, гравированой в том же стиле. Бляшки прикреплены к ремню с помощью проушин на обратной стороне, через которые пропущены три кожанных шнура. Вот такая почти гламурная вещь, не хватает только стразов))). Ну, а если серьезно, то пояс в те времена служил не столько для поддержки штанов, сколько для идентификации общественного статуса его носителя.
Дирк, шотландский кинжал (хотя клинок, вероятнее всего, немецкий), конец XVII века. Размеры: Длина клинка 483 мм Шотландия страна небогатая, поэтому даже сломанный меч частенько шел в дело. Вот и к этому обломку дедовского меча какой-нибудь МакГордон-Бухан (что значит оч-чень гордый, но шибко
Этот кинжал был оружием шотландских горцев - хайлендеров. Обычно использовался в сочетании с шотландским палашом. Дирк держали в левой руке, на которую был надет щит, из-под которого и торчало острие дирка. Дирком можно было зацепить противника, парировав его удары щитом. Вот иллюстрация для наглядности, «Горцы атакуют. Сражение при Кулодене 1746г.»
Двуручный меч лоулендеров, XVI век. Размеры: Длина клинка 980 мм, длина рукояти 328 мм Большинству любителей оружия при словах шотландский двуручный меч обычно сразу представляется так называемый Клеймор (Claymore) - двуручник с большими прямыми перекладинами гарды, наклоненными к лезвиям клинка под небольшим углом. Из-за широкого распространения этого меча в горной части Шотландии его еще называют Highland Claymore. Однако немногие знают, что в равнинной Шотландии (Lowland) существовал и широко использовался немного другой двуручник. Основное отличие его от так называемого «классического» клеймора заключается в устройстве гарды, которая состоит из двух щитков в виде раковин и изогнутых перекладин, S-образных, как на этом мече из коллекции: или С-образных. Вот таких: Естественно, классификация этих мечей по территориальному признаку («горный»/«равнинный») весьма условна, поскольку оба эти двуручника с одинаковым успехом могли использоваться на всей территории Шотландии. (В другом шотландском источнике такой двуручник с раковинами на гарде и изогнутыми к клинку перекладинами крестовины проходил под названием Two-handed Highland sword.) А теперь немного о самом названии «клеймор», и о том, правильно ли называть шотландские двуручники «клейморами».
Шотландский двуручный меч Claidheamh dа Laimh впервые появился на сцене в начале XVI века. Вероятнее всего он произошел от более ранних мечей, применяемых в Шотландии и Ирландии. По крайней мере, характерная форма гарды с перекладинами крестовины, наклоненными к лезвиям клинка под небольшим углом, прослеживается от одноручных мечей до полутораручных, и повторяется в двуручниках в том виде, довольно лаконичном и изящном, который известен широкому кругу любителей оружия. От своих «континентальных» собратьев и полуторные мечи и двуручники шотландцев отличаются меньшим размером и весом. Для иллюстрации вышесказанного взглянем на три меча из музея Глазго: Меч слева - шотландский двуручный меч или Claidheamh dа Laimh, ошибочно называемый Клеймор. Клинок имеет континентальное происхождение, вероятнее всего из Германии. Длинная рукоять сделана в Шотландии в 1550-1600 гг., и имеет форму гарды, типичную для Highland great swords этого периода. Второй меч - «halflang sword» (полутораручный меч), один из немногих сохранившихся длинных мечей, датируемых около 1400 года. Считается, что был найден в Ирландии. Несмотря на это, имеет вид, характерный для шотландских средневековых мечей. Вероятнее всего, мечи этого типа и были стилистическими предками позднейших two-handed Highland swords. Меч справа - еще один шотландский двуручник XVI века. Образец мечевого дизайна, предпочитаемого в равниной Шотландии. Клинок, вероятно, немецкий, как и большинство клинков используемых шотландскими оружейниками, имеет клеймо Running Wolf. В «нашей» коллекции имеется очень похожий двуручник из Швейцарии, тоже XVI века. Размеры: Длина клинка 1135 мм, длина рукояти 307 мм. Рукоять обшита кожей и медными гвоздями, для лучшего сцепления с рукой. Обратите внимание на массивное тяжелое навершие и простую, но очень функциональную форму гарды, с мощными кольцами (их звали «pas d`ane» - «ослиные подковы») и длинными дугами крестовины. Теперь посмотрим на правильный клеймор - Scottish Basket-hilted sword. В коллекции 8-го Лорда Говарда де Уолдена таковой естественно имеется. Но для начала небольшая справочка.
Итак, шотландский меч конца XVII века, с гардой в виде корзины, именуемый Claymore. Размеры:Длина клинка 838 мм, длина рукояти 166 мм Такой шотландский Claymore с корзинчатой гардой (его еще часто зовут шотландский палаш) был основным типом меча, который использовался во время якобитских восстаний 18-го века обоими сторонами конфликта. Например, вот такими горцами: Приведу один куплет из песни «Tranent Muir», о битве под Престопаном 1745 г., которая написана очевидцем сражения, шотландцем - местным жителем. В этом куплете наряду с мушкетом (gun) и пистолетами (pistols), упоминается и клеймор (good claymore):
Прототипом такой конструкци гарды, скорее всего, можно назвать гарду венецианской «скьявоны» (Schiavona). Клинок меча, как обычно, немецкого происхождения. Эфес, естественно шотландский, корзина изначально была выстлана бежевой кожей, рукоять покрыта кожей акулы (dog-fish). Один из национальных героев Шотландии, Роб Рой из клана МакГрегоров, в совершенстве владел шотландским палашом. Правда, надо отметить, что по преданиям он был весьма могучим и длинноруким человеком, что давало ему немалое преимущество в поединках. В одной из многочисленных историй о его деяниях, рассказывается, как Роб Рой наткнулся на отряд солдат под командованием офицера, которые вешали на дереве четырех крестьян. Дочь одного из них была привязана к тому же дереву. Закончив с повешением, солдаты потащили девушку... к краю обрыва, собираясь бросить ее в реку (извращенцы!), не смотря на мольбы о пощаде. Ну, Роб Рой, как порядочный, попробовал за девушку вступиться, сначала вербально. И, естесственно, в ответ был жестоко послан надменным офицером: «Мол, мы тут волю его величества короля Якова II выполняем, а будешь выеживаться и мешать, сам полетишь с обрыва, как робкий пингвин.» Ну, кто такой «пингвин», МакГрегору было до лампочки, а вот на слово «робкий» воинственный шотландец сразу возбудился. И понеслось. Для начала он набросился на солдат, кото рые старательно подтаскивали извивающуюся девушку к краю обрыва. Четверо улетели в реку первыми, за ними еще четверо стоявших рядом. Быстрое течение унесло их, короче, они утопли. Итого, восемь в первой партии. Дальше в ход пошел нож, скин-ду, им были перерезаны веревки, которыми была связана девушка. Все это было проделано за столь короткий промежуток времени, что офицер и остальные солдаты от изумления не успели сообразить, что их жестоко имеют. И пока они находились в этом изумленном состоянии, шустрый Роб Рой обнажил свой клеймор и уложил офицера наповал. После этого солдаты немного оживились и попытались окружить Роба, но тот несколькими широкими взмахами зарубил еще троих нападавших. Больше рубить было некого, поскольку желающих не нашлось. Выжившие после встречи с разъяренным МакГрегором, бежали, не останавливаясь, пока не добрались до гарнизона Моффата, где доложили, что на них набросился сам шайтан с палашом; он убил офицера и одиннадцать солдат, и все что им оставалось делать - это бежать, роняя кал. Вот такая история))) (Ей-богу не выдумал, прочитал у А. Хаттона.) После осмотра шотландского меча с корзинчатой гардой самое время посмотреть на итальянский меч с корзинчатой гардой. Ага, та самая «скьявона» (Schiavona). Ее часто называют «шиавона» или «чьявона», но, как мне удалось выяснить, произнесение «скьявона» самое правильное.
Несмотря на изящность и кажущуюся «женственность», с точки зрения функциональности скьявона предстает сугубо утилитарным боевым образцом. Ширина клинка составляет 40-60 мм и предназначена для самой серьезной рубки. Средняя длина оружия достаточно велика - около 1000 мм при длине клинка 700-900 мм. Типичный вес - 0,9-1,5 кг. Для XVI-XVII веков, времени сумрачного и жестокого, вообще характерно использование охранительными частями настоящего оружия - гвардейские шпажонки конца XVIII века тут и рядом на наковальне не лежали. Благодаря защите, которую дает корзинчатая гарда закрытого типа, скьявона допускает вынос пальцев вперед за перекрестье гарды, что расширяет маневренность и является, в сущности, новым шагом в технике фехтования. Часто в системе дужек встречается кольцо для большого пальца (бугель), наличие которого, безусловно, позволяло быстро изменить направление удара и затрудняло выбивание оружия из руки. Вынос пальцев вперед, функционируя по образу мартингала (кожанная петля для указательного пальца), усиливал режущий эффект при скользящем ударе - то, что иногда называют ударом «с потягом». Но, несмотря на все эти дополнения, и то, что Винклер называет скьявону шпагой, фехтование ею не сильно удалилось от техники мечевого боя. Глубокий охват руки гардой и серьезный вес исключали кистевые движения, оставляя только локтевые и широкие маховые удары. Мощная защита руки и большой вес приводят к мысли, что в бою скьявона держалась без изысков, с выносом оружия вперед, острием вверх. Будет правильным предположить, что некуртуазные славяне в полной мере использовали преимущества того, что в нынешнем фехтовании называется «кор-а-кор» - соприкосновение какими-либо частями тела в ближнем бою. Впрочем, по свидетельству В.В. Тараторина, итальянцы тоже были не дураки заехать противнику эфесом в лицо. Плавное сведение клинка к острию свидетельствует о важной роли колющих ударов, а с учетом толщины клинка - вплоть до пробивания доспехов. Конструктивные особенности позволяют утверждать и то, что основным профилем скьявоны была пешая дуэль. В то же время массивность и длина делают ее пригодной и для конного боя. Итальянский меч с корзинчатой гардой, конец XVI века. Размеры: Длина клинка 699 мм, длина эфеса 182 мм. Такие мечи принадлежали телохранителям Дожа Венеции в XVI веке. Можно сравнить гарду скьявоны и гарду клеймора, что называется воочию. Жаль, что нельзя потрогать... Стальной клинок имеет надпись на латыни: «Один Бог, один закон, один король». По сравнению с венецианским мечом, рукоять шотландского клеймора выглядит грубее, и явно не предназначена для всяческих изящных хватов и «тонкой работы» запястьем: например, указательный палец на перекрестье положить нельзя. Таким мечем можно только рубить с хорошего размаху, и это у шотладцев получалось на славу, в чем неоднократно убеждались англичане. Эффективность клеймора, наглядно доказаная отрубленными руками и разрубленными головами «красномундирников», так впечатлила британцев, что они позаимствовали у шотландцев форму клинка и рукояти для кавалерийских палашей второй половины 18 века, которые делались с «корзинами» на рукояти, очень напоминающими шотладские - вплоть до характерного узора из прорезей на пластинах гарды. Напоследок посмотрим еще несколько картинок со скьявонами и клейморами, уж больно красивые они. Вот тут скьявона XVII века в разных ракурсах Здесь корзины скьявоны и клеймора А тут целых пять красавиц. Думаю, читатели уже сами определят, где скьявона, а где клеймор. На этом первую часть экскурсии в Дин Кэстл закончу. Дальше у нас будут и обещанные в начале Уоллес с Брюсо м и много чего другого, не менее интересного. Если, конечно, вас еще не утомила шотландская специфика...
Mik Michel |