Вернуться на Главную Карта сайта Написать письмо
 
   

«Большие дружеские маневры» 2007

   
   
01 Марта 2007 09:49

«Большие дружеские маневры» 2007

Два раза в год в музее-заповеднике «Коломенское» проходят Большие дружеские маневры. Минувшей осенью состоялись уже седьмые. Организаторами были творческий клуб «Золотые леса» и клуб исторической реконструкции «Гастингс». «Золотые леса» - это толкиенисты. Об этой субкультуре любителей творчества писателя Толкиена, пожалуй, слышали все. А вот о реконструкторах известно намного меньше - только то, что они воспроизводят историческую действительность. Именно к ним я и отправился.

Оказывается, существует множество клубов реконструкторов, и каждый из этих клубов восстанавливает обычаи, культуру и боевые искусства определенной страны в конкретный временной период. Скажем, клуб швейцарской пехоты XIV-XV веков или ордена Тамплиеров. Первое, что я хотел узнать: почему о них всех известно так мало. Мой собеседник - реконструктор с большим опытом Павел - объясняет это тем, что наиболее известны те субкультуры, частью которых несложно стать. С реконструкторами не так.

Во-первых, стать реконструктором дорого. Скажем, для того чтобы стать готом, нужно только надеть черную одежду и слушать готическую музыку. Никаких чрезмерных расходов. Реконструктору же нужно соблюсти детали - комплект доспехов и оружие из настоящего металла. Это будет стоить примерно 40 000 рублей.

Во-вторых, быть реконструктором - это серьезно. Мало (да, собственно, и необязательно) махать мечом. Важнее знание восстанавливаемой эпохи и четкое следование историческому уставу. К примеру, в клубе «ОСХ» (Орден Северного Храма) до сих пор следуют своду законов тамплиеров, появившемуся в 1062 году. Это ни в коем случае не значит, что реконструктор должен забыть о реальном мире и полностью погрузиться в атмосферу Средневековья - реконструкторы только восстанавливают историческую действительность, не подменяя ею жизнь в настоящем. Да и о преимуществах современной техники большинство из них не забывает: «Мессир, у меня обычные CD-RW, у меня DVD-привода нету», - похожие реплики часто можно встретить на форуме реконструкторов в интернете. Средневековье и XXI век в этой фразе смешно, но сочетались.

Впрочем, и историческая действительность предлагает вполне реальные возможности для «карьерного роста»: по строгой иерархии можно от простого послушника дослужиться до командора - главного в командории какого-нибудь города. Но даже для того, чтобы стать сержантом или лейтенантом, нужно потратить очень много времени, денег и сил.

Наконец, в-третьих, стать реконструктором - страшно. Не столько опасно, сколько именно страшно: все-таки сражения ведутся на настоящем оружии. Конечно, можно не принимать участия в боях, но это же самая зрелищная часть. И достаточно часто такие сражения действительно приводят к травмам.

И все-таки, несмотря на все сложности, число реконструкторов с каждым годом растет. Причем каждый участник этой субкультуры к такому увлечению относится по-своему: для кого-то это отдых, для кого-то возможность самосовершенствоваться, кто-то даже находит работу, в которой применимы реконстукторские навыки - знание культуры, боевых искусств или рецептов приготовления пищи и способов шитья одежды.

Клуб «Гастингс» появился в 1999 году. Тогда это была компания людей, которые интересовались военной историей Средневековья. В 2002 году клуб окончательно определился как военно-исторический и взял курс на реконструкцию городского ополчения Южной Англии времен Столетней войны.

Затем «Гастингс» подружился с «Золотыми лесами», и они стали проводить совместные мероприятия. Вообще между толкиенистами и реконструкторами отношения неоднозначные. С одной стороны, и те и другие относятся к одной субкультуре ролевиков - тех, которые играют роли. Только у реконструкторов воссоздаваемая культура - реально существовавшая, а у толкиенистов - описанная в жанре фэнтези. Толкиенисты не понимают, зачем восстанавливать уже однажды и так существовавшую на Земле культуру, и не слишком поддерживают битвы на «настоящем» оружии. Реконструкторы же, в свою очередь, считают толкиенистов детьми, не наигравшимися в свое время с деревянными мечами. Но и те и другие не забывают об общих корнях и иногда проводят совместные мероприятия, на которых сражаются бок о бок.

«Большие дружеские маневры» - это показательные бои ролевиков. Обычно посторонние допускаются только в том случае, если они приняли все «правила игры»: пришли с собственной одеждой и посудой. Все-таки очки, часы и джинсы заметно портят средневековое впечатление.

Но «маневры» открыты и для широкой публики. К тому же это крупнейшее регулярное мероприятие, которое проходит в Москве (многие реконструкторы, чтобы принимать участие в наибольшем количестве подобных событий, объезжают десятки городов России и зарубежья). Проводятся Московские маневры с 2003 года два раза в год - весной и осенью. В качестве места проведения обычно избирается стадион МГУ или, как и в этот раз, «Коломенское».

Обычно они состоят из двух частей - «деревянной» и «железной». Мне казалось, что в первой части должны принимать участие толкиенисты, а во второй - реконструкторы, но оказалось, что каждый имел право участвовать как в одной из частей, так и в двух подряд, причем многие выбирали последнее.

Мы с реконструктором выходим на большую поляну. К этому времени уже началась первая часть мероприятия - «деревянная». Пока игроки с мечами и луками сражались между собой, я слушал рассуждения, насколько деревянный меч не дает никакого представления о битве на мечах железных: весит он намного меньше, и потому с ним слишком легко обращаться. Действительно, первая часть напоминала игру - все выглядело ненастоящим. «Космонавтов и инопланетян» (людей, одетых в современную одежду) попросили покинуть поле боя, и на нем остались несколько комично выглядящие судьи с длинными шестами, «добивающие» уже «убитых», но не желающих падать игроков. «Убитыми» считались те, у кого отняли три «хита» - «очка жизни». Попадание мечом отнимало один «хит», из лука - два.

Впрочем, опровергая мое предположение, что «деревянная часть скорее относится к толкиенистам», в конце была разыграна битва при Айзенкуре: во время Столетней войны англичане в ней победили превосходящую их в несколько раз армию французов. Целью не ставилось точное воссоздание событий. Один раз «французам» вопреки историческим фактам даже удалось победить.

Между «деревянной» и «железной» частью - небольшой перерыв. Воспользовавшись этим, мой собеседник Павел встретился со своими друзьями. Во время беседы все, кто собирался принять участие в бою, облачились в доспехи.

Наконец перерыв закончился. Первое, что я заметил, - изменился состав участников. Например, лучники на «железную часть» не допускались. Не было видно и ни одной девушки: по средневековым уставам женщины участия в боях не принимали, хотя в составе некоторых клубов они есть. У тамплиеров, например, их галантно называют «леди ордена».

Конечно, под доспехами скрывались люди самого разного возраста и социального положения. Но сейчас было видно лишь то, что все собравшиеся - хорошо физически подготовленные люди, готовые к сражению. Конечно, чувствовалось, что на самом деле убивать друг друга они не собираются, но и от ощущения, что это детская игра, практически ничего не осталось. Для полноты эффекта небо затянулось тучами и пошел дождь.

Определить принадлежность воина к тому или иному клубу можно было по эмблеме на щите. Хотя у некоторых щитов просто не было.

«Он и восстанавливают пехоту Германии. Там пользовались двуручными мечами. Правда, двуручником и здесь убить можно, - с некоторым неодобрением проговорил Павел, перехватив мой взгляд. - А вот это - «гоблин». Оказалось, причиной столь нелестного определения стал закрытый шлем на голове одного из воинов. С точки зрения «историчности», то есть соответствия восстанавливаемой эпохе, следовало бы надеть открытый шлем, но закрытый, естественно, безопаснее. Недостаточно «историчную» броню называют «гоблинской». А в высшей степени «историчную» - «лазурной».

Сражение началось под музыку, сочиненную в XX веке (We are the champions), но даже она абсолютно не нарушала атмосферы. К тому же здесь уже не было ни судей, ни «хитов» - каждый сам определял, когда он побежден.

Когда мы выходили из «Коломенского», идущему рядом с нами реконструктору с торчащей из-за спины рукояткой меча городские ребята крикнули: «Толкиен рулит». На жаргоне это, в общем-то, означает одобрение.

Но, по-моему, наш спутник немного обиделся.

Комментарии:

Ярослав, студент МГПУ, офицер-десятник в военно-историческом клубе «Ястребы Рюрика» (боевое подразделение ВИК «Русская Земля»):

- Только не надо называть то, чем мы занимаемся, «ролевыми играми»! Ролевые игры - вид активного отдыха, общение в псевдоантураже. Реконструкция же - нечто намного более серьезное. Реконструктор, окажись он в Средневековье, вполне реально мог бы стать ремесленником или воином. Фактически, если не считать незаточенного оружия, «мягкой защиты» (подкладки под доспехи), сражения реконструкторов ничем не отличаются от настоящих средневековых битв. Это реальное военное искусство Средневековья с поправкой на современные демократически-гуманистические принципы вроде «не убей врага своего».

Реконструкция, во всяком случае для меня, - это образ жизни. Это воспитывает командный дух, дает возможность лучше понять свое прошлое… Да и в жизни это помогает устроиться: я изготавливаю на заказ и продаю ножны. Учусь я на факультете технологии и предпринимательства, а производство и продажа ножен в каком-то смысле и есть технологии с предпринимательством.

Елена Пронина, преподаватель факультета журналистики МГУ:

- Элементы этой субкультуры в России существуют уже довольно давно. Правда, раньше восстанавливали в основном славянские дружины, теперь же занялись и другими странами. Появление этого явления логично: в поисках своей идентичности человеческая личность эволюционирует. Таким образом, на определенном этапе развития он может обратить внимание на те аспекты реальности, которые в наше время утрачены. Восстанавливая их, человек на самом деле пытается сохранить собственную идентичность. И это, и выбор определенной страны отражают естественное стремление к формированию личности, и, если реконструкторская деятельность действительно способствует этому формированию, ничего плохого в ней нет.

Архив новостей