Вернуться на Главную Карта сайта Написать письмо
 
   

Королевский Арсенал в Лидсе

   
   
вторая часть | третья часть | четвертая часть | пятая часть | шестая часть | седьмая часть | восьмая часть | девятая часть | десятая часть

 

Дальше идёт бичва или «скорпионье жало». Клинок двулезвийный, двояковыгнутый, по форме напоминает буйволиный рог, длиной до 25 см. Рукоять кастетного типа, обычно в виде стальной петли, прикрывающей руку и обеспечивающей надежный хват:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Рукоять этой бичвы сделана в виде лупоглазого дракончика, флегматично кусающего свой хвост:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Глядя на него, хочется продекламировать что-нибудь эдакое редьярдкиплинговское:

"Что жизнь? Загадка…
Сокрытая за тьмою даль!
И ярок только миг ухода.
Навечно отпустить врага
Тебе поможет эта сталь.
Всё прочее доделает природа…"

Как и багнак, бичва считается оружием убийц. И вот тут настало время рассказать об одном историческом применении багнака и бичвы. Это событие известно под названием «Убийство Афзал-хана».

Основные действующие лица этого события: уже известный Вам маратхский вождь Шиваджи и его противник, опытнейший Биджапурский военачальник могол Афзал-хан. Происходило это во время правления Аурангзеба (1618-1707), который, захватив власть, заточил отца, Шах-Джахана, в крепости Агры, близ воздвигнутого им мавзолея матери, Мумтаз-Махал - Тадж-Махала, и истребил братьев-конкурентов. Аурангзеб был фанатичным приверженцем ислама, и его правление означало утверждение политики бесправия и уничтожения индусов, преследования мусульман-шиитов. Стремясь регулировать жизнь согласно предписаниям ислама, Аурангзеб запретил шиитские праздники, употребление вина, музыку, живопись, танцы, посевы наркотика - бханга (ну полный беспредел!))) и т.д. В 1665-1669 гг. он приказал разрушить все индусские храмы и построить мечети из их камней. Индусам запрещалось носить знаки отличия, ездить на слонах и т. п. Однако самым тяжелым бременем было введение в 1679 г. Джизьи - налога с немусульман. Это вызвало протест населения в Дели, Гуджарате, Бурханпуре и т.д. В ответ на преследования восстали маратхи, раджпуты и джаты.

Первым маратхским вождем, игравшим видную политическую роль в Декане, был Шахаджи. Переходя на службу со своими воинами то к Ахмаднагару, то к Биджапуру, Шахаджи получал условные пожалования и стал владельцем Пуны и Мавала. Его сын Шиваджи начал активно сколачивать отряды из маратхских воинов, нападать на небольшие форты, принадлежащие знатным маратхским родам, и, применяя силу, а больше хитрость, овладевать ими.

Усиление Шиваджи вызвало беспокойство султана Биджапура, и в 1658 г. против маратхов было послано большое войско под началом Афзал-хана (12000 солдат, много пушек, боевые слоны, лошади, верблюды, хомячки и другая живность)).

Тут надо пояснить, что собой представляли оба наших героя. Афзал-хан был высокий, могучий дядька с нехилой комплекцией, похожий немного на нашего Николая Валуева, имел богатейший боевой опыт, был храбр, жесток, коварен и очень суеверен. Перед походом на Шиваджи, Афзалу предсказали, что он примет смерть от маратхов. Тогда, недолго думая, он приказал убить всех своих жён, дабы они не достались больше никому. Их было 63(!).

Напротив, Шиваджи был стройный, невысокого роста, но при всей своей миниатюрности отличался большой физической силой, в бою был отчаянно отважен, ловок и изворотлив в сложных ситуациях и неимоверно щедр, чем привлекал к себе множество народу.

Встреча произошла у крепости Пратапгарх, вблизи города Сатара, в месте, которое было стратегически выгодно для пехоты Шиваджи. Понимая, что в узком ущелье его армии не развернуться и маратхи тут имеют преимущество, даже несмотря на небольшую численность, Афзал-хан, что бы заставить Шиваджи спуститься на равнину, начал сносить местные храмы. Он рассчитывал, что Шиваджи не потерпит такого оскорбления своих богов и богинь, и бросится сразиться с ним в открытом бою, где все преимущества были у Афзала. Но Шиваджи не пришёл. Тогда Афзал-хан приказал разрушить древний и очень влиятельный храм Бхавани Мата. Разрушили. Шиваджи не пришёл. Позже оказалось, что по приказу Шиваджи все оригинальные статуи Бхавани Мата были сняты и перемещены в надежное место. А для Афзала приготовили поддельные. Тогда он пригласил Шиваджи на личную «дружескую» встречу в шатре на вершине холма (забил стрелку))). Было решено, что оба они будут безоружны, и у каждого будет десяток личных телохранителей, девять из которых останутся на расстоянии выстрела из лука, а один будет ждать возле палатки. Оба были готовы к предательству: Афзал-хан спрятал маленький и остро отточенный кинжал в складках халата, а Шиваджи надел кольчугу под одежду, в правом рукаве спрятал бичву, а на пальцы левой руки надел багнак.

Когда двое мужчин вошли в палатку, Афзал-хан, изображая традиционное приветствие, обнял Шиваджи. Затем мгновенно выхватил кинжал и попытался воткнуть его Шиваджи в спину. Но не тут-то было. Кольчуга! Ответ последовал незамедлительно. Шиваджи разжал кулак левой руки и его багнак пропорол объёмистую тушу Афзал-хана. Когда тот отшатнулся, Шиваджи успел полоснуть его бичвой.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Заревев, как раненный слон, заливаясь кровью из распоротых груди и брюха, Афзал-хан отшвырнул Шиваджи, выскочил из шатра и, призывая на помощь, побежал к своему паланкину у подножия холма. Тем временем Сайед Банду, телохранитель Афзала, вооружённый двумя мечами, попытался напасть на Шиваджи, но личный телохранитель Шиваджи Джива Махала смертельно ранил его, отрубив патой одну из рук Сайеда. (Это событие отражено в маратхской поговорке: Hota Jiva Mhanun Vachala Shiva - Не будь Дживы, не было бы Шивы»). Афзал-хану удалось таки добежать до паланкина. Носильщики попытались унести его, но было уже поздно. В короткой схватке телохранители Шиваджи разогнали охрану Афзал-хана, захватили его самого и отрубили ему голову. Позже этот трофей был доставлен к матери Шиваджи. Старушка страшно обрадовалась, поскольку давно мечтала отомстить за унижения и жестокое обращение с её мужем Шахаджи в плену у Афзал-Хана, а также за убийство им своего старшего сына, Самбхаджи.

Оставшееся без полководца биджапурское войско было разгромлено.

Шиваджи со временем стал основателем Государства Маратхов. А поскольку в своих военных действиях он активно применял морской флот, то в современной Индии он ещё считается и основателем индийского флота. Короче, личность Шиваджи в Индии весьма и весьма почитаема, этакая индийская смесь Александра Невского и Петра I.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Продолжим наш виртуальный осмотр Арсенала. Чтобы отдохнуть от кровавых дел, поглядим на что-нибудь мирное, спокойное. На очереди у нас «Посох факира». Захвачен в районе Колапура. Факирам, как людям посвятившим себя духовному самосовершенствованию, было запрещено ношение оружия. «Ну что ж, - сказали факиры, - не надо нам никакого оружия, мы и посохом прекрасно управимся». Особенно вот таким:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Устройство практически универсальное. Можно использовать не только как костыль, но и как «ударный инструмент», и, в самом крайнем случае, тем, что спрятано в рукояти, можно «прозондировать» вражеские кишки.

Историческая справка:

Факирами называли бродячих индуистских религиозных нищих, аскетов, обладающих немалыми психофизиологическими возможностями, которые они демонстрировали при необходимости. Позже этим словом стали называть фокусников, исполнявших трюки с индийским коло ритом, всяких глотателей шпаг, огня, заклинателей змей и пр. ("Факир был пьян и фокус не удался» - это про них.)

Ясно, что в бесконечных переходах по индийским «городам и весям» факирам приходилось встречаться с разными личностями. Среди которых могли попасться злобные и некультурные гопники, норовящие за просто так обидеть нищего аскета. Очевидно, что «посох факира» и служил для воспитания кротости и внушения азов культурного поведения в рамках индуистских религиозных традиций. Но, к сожалению, не все гопники «лезли с голой пяткой на саблю», попадались и продвинутые, с большими ножиками. Для защиты от таких продвинутых, факиры (и не только они) практиковали ещё один чудной девайс, маду.

Маду - специфический индийский инструмент, предназначенный для защиты и отклонения ударов. У этого маду из Арсенала отсутствует щиток:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Целый маду состоит из пары рогов антилопы, крепящихся к небольшому щитку, аналогичному европейскому баклеру (кулачный щит). Кончики рогов, смотрящие в разные стороны, часто усиливали стальными наконечниками:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Диаметр щитка около 0,2 м (7-9 дюймов), полная длина маду от 0,6 м до 1,5 м:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Щит служил для защиты рук и запястья, и, вращая его, можно было рогами парировать удары, а, улучив момент, и приколоть противника стальным остриём. Это был излюбленный защитный инструмент не только бхилов и факиров, многие индийские мечники в качестве орудия защиты также предпочитали маду.

Дальше рассмотрим простой нож с простым и очень древним названием - «кард». Центральная Индия, 1710-1711 г.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Название это индо-иранское, в Индию попало ещё во времена арийского нашествия. Такое же название, только с глухим окончанием, «карт (карта)», носил длинный меч сарматских (языги, роксоланы, аланы) катафрактариев I-V вв. н.э. Потомки алан-ясов древнерусских летописей, осетины, до сих пор называют нож этим словом.

Историческая справка:

Катафрактарии (парфянские, сарматские) - всадники конных дружин военной знати, защищённые тяжёлым доспехом, который закрывал воина с ног до головы (а иногда была защищена и лошадь), вооруженные длинными (0,7-1 м) мечами и копьями - контосами (длинной до 4,5 м). Предтечи европейской рыцарской конницы.

Наш простой нож при ближайшем рассмотрении оказывается на так прост. Лезвие карда выполнено из вутца (об этом также здесь).

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

А обух украшен тончайшим орнаментом кофтгари:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Дальше ещё один нож, или, если точнее, однолезвийный кинжал. Называется «пешкабз», распространён в Персии и Северной Индии. Клинок Т-образного сечения предназначен для пробивания кольчуги:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

А сейчас мы рассмотрим одну вещь, название которой с индийского переводить «нэ трэба», и так всё понятно. «Табар» из Чхота Нагпура, Центральная Индия. И, надо сказать, роскошный экземпляр:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Лезвие в виде полумесяца украшено насечкой кофтгари у обуха. Древко выполнено в виде ствола пальмы:

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Раскрою небольшой лингвистический секрет, объясняющий сходство нашего слова «топор» с индо-иранским «табар». В русский язык это слово (как и многие другие, например: хорошо, собака, хата, Хорс, Дон) пришло от сарматов, индо-иранцев причерноморских степей - алан и роксолан.

Бхудж (Bhuj) или может Бхуй? Известный также как Kuttai (буквально: «вырезать»):

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Является редким видом оружия, который известен пожалуй только в Индии. Называется так по имени главного города округа Кач в штате Гуджарат, на северо-западе Индии. Такими топоро-кинжалами (axe-dagger) на длинной рукояти, были вооружены телохранители раджи Bhuj`а.

По традиции, рукоять (15-18 дюймов) заканчивалась позолоченной головой слона или льва, из которой выходило широкое, недлинное (7-10 дюймов) лезвие. Зачастую в рукояти скрывался кинжал.

 

Королевский Арсенал в Лидсе

 

Mik Michel

вторая часть | третья часть | четвертая часть | пятая часть | шестая часть | седьмая часть | восьмая часть | девятая часть | десятая часть